А кто в лавке остался? (Волга-Волга, реж. Григорий Александров)

Этот фильм имел возможность покраснеть и посинеть, его, изначально чёрно-белый, раскрасили. Лично я в этих всех раскрашиваниях никакого смысла не вижу. Кино снималось в определённых условиях, был продуман свет на площадке, костюмы подбирались так, чтобы выглядело интересно, а тут приходят какие-то люди и всё переделывают, перекрашивают, никакого уважения к автору. Но это половина дела, «Семнадцать мгновений весны» вообще представляет из себя смесь документальных кадров реальных событий и съёмок, всё заодно, зачем разрисовывать? Но «Волга-Волга» у меня вызывает минимум раздражения, может оттого, что фильм развлекательный? Все пляшут и поют, а праздник хочется видеть разноцветным.

Герои фильма веселы не от алкоголя или других дурманящих веществ, они — участники художественной самодеятельности. Кажется, что нет на свете такого человека, который не репетировал какой-нибудь номер: дворник пляшет, официанты поют, а повара и пляшут и поют одновременно. Сказка, а не жизнь. Утром на работу, соответственно Трудового кодекса отработан день и начинается жизнь совсем другая, с песнями и плясками, с балалайками и Шубертом.

Скучать некогда совершенно! Жизнь наполнена смыслом и приключениями, жизнь, похожая на кипящий котёл. Только куда выпускать пар? Все друг друга знают, видели всё тысячу раз и на репетициях, и в клубе, хочется чего-то новенького и новенькое пришло — конкурс художественной самодеятельности! Пора показать свои таланты, товар представить лицом.

Дело хорошее, себя показать, других посмотреть, но всё это наводит меня на странные мысли. Помните старый еврейский анекдот «а кто в лавке остался?», «Волга-Волга» очень на него похожа. Поскольку все жители посёлка активные участники самодеятельности и таланты при том, все они на двух судах отправились на конкурс талантов. Все они достойны государственной славы, только кто же остался работать в родном посёлке?

Получается, что все поехали петь и играть, а столовую придётся закрыть, улицы мести некому и воду возить тоже. Некому больше месить тесто, некому подсчитывать дебет с кредитом, жизнь в посёлке остановилась. Да и не только в этом посёлке, во всей стране миллионы талантов, бросив свою основную и скучную работу, рванули в омут славы. Это хорошо?

Всё зависит от точки зрения, а их может быть немало. Развивать в себе таланты всегда хорошо, люди тянутся к прекрасному, но если все ищут себя, то кто же будет выполнять техническую работу? Поиски невозможны на голодный желудок, и кому-то нужно сажать, растить, печь, поиски невозможны при полном отсутствии дорог, а их нужно постоянно ремонтировать, я уж не говорю о необходимости поддерживать в исправном состоянии систему канализации, эта задача наверняка покоробит не один десяток искателей новых форм. Так что же нам делать, искать или трубы латать?

Я думаю, что нужно искать и чинить одновременно. Не нужно чрезмерно увлекаться ни тем, ни другим, нужно сначала сделать всё необходимое для жизнеобеспечения, а уж потом и искать можно идти. И ещё, не нужно думать о человеке плохо, если тот не хочет ничего искать, совсем не каждый в состоянии что-то искать. Это просто такое устройство у природы, не могут все искать или все не искать, разные типы людей достаточно равномерно распределены по жизни. Это весьма рационально для поддержания равновесия в природе.

Да и то правда, уйдут все таланты на конкурс художественной самодеятельности и даже негде будет подстричься или перекусить. И очень неприятно будет обнаружить, что все, совершенно все продавцы вместе с мерчандайзерами, отправятся петь хором. Хорошо, что это бывает только в кино.

В главных ролях: Игорь Ильинский, Любовь Орлова, Павел Оленев, Андрей Тутышкин.

Д.Мусатов