Баланс системы (Башня из черного дерева — Д. Фаулз)

В процессе жизни человек пытается найти баланс между внутренними желаниями и устремлениями и тем, что наваливается из общества, в котором он живёт. Общество постоянно порождает множество всякой ерунды. Каждый член общества сам по себе не чудит, но вот общество в целом рождает всякие глупости. Соответственно, потом эти глупости начинают ломиться к каждому человеку.

Вся книга посвящена обсуждению вопроса, какое искусство более правильно. Современная мазня, именуемая игрой цвета и форм, и классическая школа живописи. Старый художник и молодой критик. Тут, видимо, понятно, кто за что выступал.

Современное искусство имеет право на жизнь. Хотя бы потому, что человеку надоедает что-то постоянное и его тянет в новые омуты ощущений. Появляются Пикассо и Малевич. Часть из них перебираются в андеграунд, часть перебирается в авангард современной моды. Принцип разделения мне лично непонятен, но видимо он есть. Например, умершие художники гораздо быстрее попадают на Олимп общественного внимания. Видимо тем, кто занимается раскруткой так выгоднее, не нужно платить гонорары самому художнику. Скупил за копейки вся партию и после определённых вложений можно продавать по «истинной цене». Так что при желании логику отыскать можно практически везде.

При всём при этом нужно помнить, что всё это - догадки. Но одно точно: количество денег прибавляется во всем мире, количество «коллекционеров» прибавляется, нужно же им что-то покупать. Есть спрос — будет предложение. Как говорится, при хорошем импресарио любой может стать Пикассо. Совершенно бездарные художники конечно для этого не годятся, но вот из тех, кто умел рисовать, всегда можно что-то подыскать. Остаётся только удивляться, что при всём при этом цены на классическую живопись тоже не падают, хотя и уступают по темпам роста «новым гениям».

Подытожим. Есть постоянный спрос на что-то новенькое. Этот спрос спешат удовлетворить многочисленные деятели от искусства. При этом они не забывают часть денег вкладывать в формирование нового сознания в мире искусства, корректируют существующее мнение в сторону принятия новых гениев и новых течений. Есть постоянный прирост денег и новых миллионеров, которые не против украсить новые дома дорогими картинами, на удивление гостям. Поэтому цены на новых гениев растут, причём быстро. Старые мастера в этом почти не участвуют, а потому цены на них растут не так быстро. Здесь всё проще: большинство старых картин старых мастеров находятся в старых коллекциях и продавать их никто не собирается. Какова, например, вероятность у Моны Лизы сменить хозяина? В том-то и дело.

Получается, что «новое искусство» является порождением желаний новых хозяев жизни и отсутствием движения среди старых мастеров. Вывод - это неизбежно. Остаётся только признать это и перестать ломать копья попусту. Самому становится интересно: кто-то прислушается к этому моему совету?

Вернёмся к книге. Герои спорят, мы читаем. Столкновения подобного рода являются неизбежной составляющей жизни. Кто сильнее толкает свою идею, тот и выиграет битву. Вернее, кто сможет заставить систему спокойствия человека выйти из состояния равновесия, тот и победил. Человек меняет векторы внутри себя, для восстановления баланса, и внутренний мир меняется.

Только вот нужно ли всё это? Битвы, ломание копий, выведение новых идеалов. Гораздо проще признать, что время от времени появляются новые финансовые возможности, которые принято облекать в шкуру «нового искусства». Путь будет Рубенс, не нужно пытаться корректировать его статус в связи с появлением Малевича. Давайте каждые сто лет готовить новые пьедесталы и ставить туда новых героев. А старых оставим в покое.

Герои книги не хотят компромиссов. Каждый точно знает, что нужно миру в каждый момент времени. Каждый должен нести истину в массы. У каждого есть масса аргументов. Каждый чувствует себя миссионеров в мире глухих и слепых. Смогут ли они договориться, смогут ли они понять друг друга, насколько наш мир готов к обсуждению всего того, что его волнует. Догмами жить проще, но нужно ли? Всё это можно найти в книге. Очень эмоциональная книга с множественным копанием в головах по Фрейду. Первоначально читается скучновато, но постепенно набирает ритм и к финалу вовлекает в страсти героев. Рекомендую к прочтению, если Вам интересно самокопание и самоосознание. Ну и ещё если вас интересует живопись.

Весьма забавная книга о том, о чём говорят все, но истины найти не могут.

Д. Мусатов