Бочка дёгтя (Жестокий романс, реж. Э. Рязанов)

Мне довольно сложно судить о том, насколько типичен случай «Жестокого романса». Вполне возможно, что именно так и выглядела чья-то нелёгкая доля, девушки на выданье в 19 веке. Но как-то никого не жалко.

Вполне вероятно, что жалость у зрителя должна вызывать Лариса. Неприкаянная наивная душа в поисках счастья разбивается о камень человеческой жестокости. Но так ли всё это? Если принять постулат, что счастье — это деньги, то безусловно. Она не пыталась выйти замуж за прекрасного принца, без комплексов и кошелька в кармане. Только «люди с положением» составляли её окружение, из которого ей предстояло получить своего мужа. Можно возразить, что это её мать всё организовывала, именно мать искала женихов и деньги. Но и Лариса, когда её это всё вроде как достало, не подалась в монастырь или к тётке в глушь, она выбрала кого-то из приличного общества.

У человека всегда есть выбор. Можно пойти в белошвейки, сменить шикарное платье и бриллианты на иголку и маленькую комнату в подвале. Но если выбор состоял только в нежелании ждать и побыстрее закончить процедуру пристраивания к мужу, то о какой жалости может идти речь? Сам факт, что на Карандышеве можно было остановить свой выбор, говорит о том, что героине глубоко плевать на мужа в принципе. Не нужен ей спутник жизни и друг, нужен только ходячий кошелёк.

Зачем она с Паратовым отправилась на пароход? Она не курсе всей системы социальных отношений в обществе? Ну если только она вчера прилетела с Луны. Человек из приличного общества просто не может не знать о правилах хорошего тона. Она отправилась погулять, развеяться, результат закономерен. За удовольствие нужно платить. Да и после всего отправиться в монастырь у неё желания не возникло. Она ждала очередного спонсора, папика. Впрочем, попутно страдать и изображать жертву она не забывала.

Что остаётся? Куча покупателей и искателей развлечений, продавец (мать) и товар, который всё осознаёт, временами придаёт себе более товарный вид, играя человеческими слабостями. Кого жалеть, кто более из этого зоопарка достоин жалости и понимания? Вся последовательность действий в фильме напоминает наведение порядка в комнате. Вначале всё свалено кучами и как попало, а в конце каждая вещь занимает своё место. Всё логично и вопросов почему всё расположено именно так не возникает.

Человек всегда выдаёт желаемое за действительное, так проще врать самому себе. Как часто можно услышать, что выбора не было. Выбора из чего? Почти всегда это выбор из вариантов, которые нравятся самому выбирающему. Неприятные или неудобные варианты отодвигаются из поля зрения и делается вид, что их нет. Оставшиеся варианты осматриваются и после тяжёлого вздоха делается выбор. Попробуйте в момент выбора сказать, что есть ещё и другие варианты и вам предстоит выслушать долгие перечисления причин либо отсутствия возможности выбора других вариантов, либо их отсутствия, так как вам это только кажется, а выбирающий уже много думал и совершенно очевидно, что их наличие только кажущееся.

Какие выводы можно сделать из «Жестокого романса»? Фильм получился хороший. Все эмоции естественны и ожидаемы. Даже мультяшный Паратов нашёл своё место в картине. Вывод: авторы фильма — талантливые люди. Больше ничего из картины не выудить. Нет никакой морали. Просто наглядное пособие о том, как живут плохие люди и что может ожидать заглянувшего туда на огонёк. Если туда пустят аборигены, конечно.

В главных ролях: Лариса Гузеева, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Виктор Проскурин, Никита Михалков

Д.Мусатов