Быть или казаться (Обитель проклятых, реж. Брэд Андерсон)

Каков главный критерий в определении сумасшедших? Определить ангину можно вполне однозначно по вполне объективным признакам. Вполне однозначно можно определить перелом ноги или руки. Но как определить болезнь душевную? Горло можно осмотреть, рёбра пощупать, но душа спрятана глубоко, не видно её. Остаётся ориентироваться только по догадкам и предположениям.

В первую очередь все обращают внимание на необычное поведение. Необычное поведение отличается от обычного только тем, что непохоже на обычное. Но как можно доверять обычности? Например, в любом городе человек, который постоянно оглядывается и шарахается выглядит странно, но если всё то же самое происходит в дебрях Амазонки, где под ногами змеи, а на лианах пауки висят, то вроде как ничего особенного. Но опять же, это всё нормально для местного обитателя Амазонки, городская же публика даже попав в Амазонию не сможет оценить по достоинству подобный способ перемещения. Не привыкли они к такому. Вот и получается, что нормальность изменчива в зависимости от обстановки.

Человек воспринимает нормальность как привычность. Привыкание к привычному положению вещей воспринимается как норма. Еда, поведение людей, этические догмы — всё это является частью нормальности в глазах человека. Когда один из компонентов неожиданно оказывается отличным от нормального, тогда человек называет это ненормальным. Вот, например, ведёт себя человек не как все и уже человек может вполне сойти за ненормального, или даже за сумасшедшего.

Теперь посмотрим на мир глазами того, кто признан сумасшедшим. Приехал он один на другой континент и всё пытается делать на свой манер. Во-первых, потому, что он считает это правильным и единственно верным, а во-вторых, он по-другому и не умеет. Он в своих собственных глазах совершенно нормален, но все вокруг кажутся полными придурками. Он не понимает, зачем его пристраивают к каким-то врачам, зачем его заставляют делать чёрт знает что. Разумеется, через некоторое время всё устаканится, человек приспособится к новым условиям, он же не дурак. И все вокруг поймут, что тот просто заблуждался и оставят его в покое. Получается, что в начале постановки диагноза отличить умалишённого от человека, оказавшегося не в своей тарелке, практически невозможно.

Кино о том, как в психушку приезжает доктор и оказывается в странной ситуации. Часть людей, находящихся на излечении, утверждает, что именно они — врачи, а власть в больнице захватили больные. Что делать, кому верить? Врач молодой, опыта маловато, в этой больнице всё ново и необычно. Врачи, конечно, странноваты, но в рамках допустимости. Да и вообще, у молодого врача ещё не сформированы нормы определения нормальности. Как быть...

Окончание повествования будет достаточно неожиданным. По крайней мере я такого не ожидал. Я вообще не очень внимательно смотрел. Весь фильм я размышлял о параметрах нормальности и возможных вариантах развития сюжета. Фильм недостаточно хорош, чтобы во время просмотра не отвлекаться, но и недостаточно плох, чтобы сразу перебраться к финальной сцене.

Мы иногда не задумываясь говорим «он с ума сошёл». Чаще всего это просто оборот речи. Но иногда и вполне серьёзно. Насколько это справедливо? Может это просто нежелание увидеть мир не таким, каким он был всегда. Трудно ставить диагноз неосязаемым вещам.

В главных ролях: Кейт Бекинсейл, Джим Стёрджесс, Бен Кингсли.

Д.Мусатов