Любой жанр имеет традиции. Классический вариант, это когда в фильме есть положительные и отрицательные герои. Отрицательные герои всегда существуют для того, чтобы было понятно насколько хороши положительные. В нашем случае Новосельцев считается положительным героем, а Самохвалов — отрицательным. С Новосельцевым разбираться неинтересно, Самохвалов более колоритен.
Начнём с того, что совершенно непонятно, почему он стал козлом отпущения. Впрочем, этим можно и заканчивать. Вопросов по этому поводу множество, а ответом в фильме получить никак нельзя. Если отодвинуть громкие лозунги и посмотреть в суть происходящих процессов, можно увидеть много интересного.
Он дал совет своему другу как пробраться к должности начальника. Безусловно это нехорошо, но судьи кто? Тот кто больше всех возмущался потом, сразу после получения совета отправился его исполнять. С готовностью и удивительной настойчивостью. Его не смущало то, что метод немного с запахом ровно до тех пор, пока он не влюбился. Получается, что нелюбимую мымру можно использовать в личных целях, а полюбившуюся даму уже нет! Ну как это вяжется с образом строителя социализма? Человек, который проповедует совершенно различный подход к ближним и незнакомым по сути своей не может иметь морального права судить хоть кого-то. В этом отношении и Самохвалов и Новосельцев проповедуют одно и то же, только один после всего этого подлец, а второй — борец за правду. Где логика?
Теперь про любовь. У Самохвалова любви нет, вне семьи. Он отвергает домогательства тронувшейся знакомой. Казалось бы, все женские сердца должны наполниться чувством благодарности к такому семьянину. Он не позволил себе даже мелкой интрижки. А мог! Мог бы воспользоваться глупостью своей страстной поклонницы и пару попытаться проверить чувства к жене на отдалённой территории. Потенциальную злодейку, которая пыталась разрушить счастливую семью, это только обрадовало бы. Она пыталась утащить у другой женщины кусочек счастья и все ей в этом сопереживают. Самохвалов ей сразу сказал — отстань, но нет. Она продолжала своё коварное дело по разрушению чужого счастья. Никто из сочувствующих ей не подумал, что отличный семьянин пытался отбиться от домогательств весьма глупой и капризной особы. А если бы такая же попыталась утащить и ваших мужей?
Далее ему ставится в вину обращение к Шурочке. Что в этом плохого? К кому он должен был пойти за советом, к жене? Это уже проблема директора, что на должности ответственного за работу с трудовым коллективом было дура набитая. Самохвалов виноват только в том, что плохо разбирался в людях. Он сразу её предупредил, что дело деликатное и не нужно огласки.
Что же получается. Человек никак не мог отбиться от домогательств стервозной особы, сохранил верность семьи и своим чувствам и стал скотиной и сволочью? Что за бред?!
Еще пару слов про директора. Как можно относится к руководителю, которая с удовольствием собирает слухи? Фактически она сама потакает низменным наклонностям окружающих. Ни разу не задумалась, что там у неё в коллективе, как там, а вот всякую гадость тут же где-то отыскала. Ещё и сама поучаствовала в линчевании.
Конечно, Самохвалов подставил Новосельцева, без разговоров, но только после того, как то устроил какую-то хрень. А почему устроил? Потому, что у самого рыло в пуху и нужно найти ещё более виноватого и всё будет в порядке. На его фоне и он уже будет смотреться белым и пушистым. Но не для меня.
Оба они просили прощения за свои выкрутасы, но при этом Самохвалова не простили, за то, что он ничего плохого не сделал, а Новосельцева простили за его грехи. Ну как так? При этом нужно отметить, что Самохвалов ни разу за весь фильм не врал, он говорил только правду! А Новосельцев врал и выкручивался, и стал героем. Вроде как он же ради любви, а Самохвалов ради чего? Он же ради своей жены! Или любить жену уже преступление? Что за бред?
Забавно выглядит и метод воспитания Самохвалова, не разобравшись сразу по морде. Нет бы сказать «нехорошо, стыдно должно быть», ан нет! Ну что за методы!
Что-то не так у режиссера, то ли негодяй недостаточно негодяйский, или положительные герои недостаточно хороши. А может все просто отрабатывают законы жанра? Должен быть отрицательный герой и всех собак повесили на него, без суда и следствия. Несправедливо получилось, делал всё то, что и другие, говорил только правду, жене не изменил не смотря ни на что — а подлецом выводится. Неубедительный подлец получился, какой-то положительный подлец.
Аккуратнее нужно быть с портретами подлецов, и в кино и в жизни.
В главных ролях: Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили
Д.Мусатов