Человек из пробирки (Двухсотлетний человек; реж. К. Коламбус)

Чем человек отличается от нечеловека, мне лично неясно. Вроде как любой готов дать оценку любому на предмет соответствия человечности, но объяснить в деталях, что и откуда получается совсем непросто.

Суть фильма сводится к одному превращению: тот, о ком фильм, начал свою жизнь как робот, а закончил непонятно кем, но похожим на человека. Весь процесс занял 200 лет.

Как говорил профессор Преображенский, нафига нам гомункулы из колбы с долгими и мучительными потугами, если любая баба его родит без проблем. Сможет ли машина стать человеком? Чем человек отличается от робота?

Одно могу сказать совершенно определённо: я его за человека не считаю. Это машина. К чему заново изобретать сердце и мочевой пузырь, если всё это уже есть. Мы пока не в состоянии понять, как работает наш организм в деталях, а потому в робота можно засадить некое отдалённое подобие, а уж никак не точную копию внутренних органов. Внешнее сходство тоже ничего не даёт. Во времена воинствующей политкорректности человек просто боится погружаться в жизнь окружающих людей, а потому любая человекообразная машина вполне в состоянии поверхностно имитировать внешние атрибуты жизни человека.

Всё, что отличает человека от всего другого мира, находится в голове. Этот орган повторить можно только внешне. Что там творится внутри совершенно непонятно. Можно говорить только о следствиях его работы. А следствий множество. Наш робот до конца жизни и фильма продолжал мыслить логично и прямолинейно. Не может как человек, никак не может. Несмотря на предустановленность жизненной программы в человеке, он постоянно вносит корректировки. Причём это не какое-то накопление знаний и опыта, на это и машина способна. Машина не способна на сиюминутные зигзаги сознания.

Ну вот способен робот открыть холодильник и только после этого подумать о том, зачем его открыл? Передумать идти на концерт из-за неудачной причёски, сначала написать заявление о уходе с работы, совершенно не боясь никого, но совершенно перетрусить идти домой, вспомнив о жене — всё это сможет робот? Откуда у нас тогда появятся Булгаковы и Дали?

Робот мыслит прямолинейно. Наш робот так и не обрёл чувство юмора и весь процесс превращения в человека свёл к банальному копированию внешних и внутренних органов. Появлялись морщины и седина, только не было отклонений в поведении. Он так и не понял, что человека человеком делают не селезёнка с прямой кишкой и даже не способность различать вкус. Человек — это прежде всего поступки, яркие и не всегда логичные. Это способность принять решение на основе предчувствия. Сможет так робот?

Самые заурядные люди всегда были таковыми только из-за неспособности сделать нечто нестандартное, это общепризнанная точка зрения. И именно стандартность почему-то привлекает людей в роботах. Их запрограммированность почему-то становится привлекательной. Видимо это из-за того, что есть надежда, что робот предсказуемо положителен. Вроде как изначально робот способен только на положительные поступки. Но давайте взглянем с другой точки зрения. Если в робота забыли вложить знания о ромашках, а это ваш любимый цветок, он никогда не принесёт его. Да и стихи в порыве страсти не напишет. Носки, конечно, разбрасывать не будет, но ведь и собака это сможет. Может для человека робот это всё-таки большая игрушка, которая будет выполнять его желания?

Это многое может объяснить. Выдавать желаемое за действительное человек пытается постоянно. Это упрощает жизнь. Видеть в железном автомате идеального человека гораздо проще поисков реального идеального человека, особенно при условии, что идеального человека нет.

Для просмотра осенними вечерами, когда тянет на рассуждения о смысле жизни.

В главных ролях: Робин Уильямс, Эмбет Дэвидц, Сэм Нил, Оливер Плэтт.

Д. Мусатов