Всякого рода конкурсные фильмы всегда вызывают множество толкований и домыслов. Критики и просто зрители высказывают множество теорий о смысле происходящего на экране, но никого это не удовлетворяет, все копают вглубь и нет конца и края всё новым смыслам. Вот как гениальны эти режиссёры. Но по мне, так это всё не так. В этих фильмах нет смысла, вообще. Невозможно найти чёрную кошку в тёмной комнате, если её там нет. А её там нет.
В этих фильмах всё описывается одной фразой Фрейндлих из «Сталкера»: «А может это всё я сама потом придумала». Фильм наполнен только настроением и множеством того, что можно считать Добром и Злом. Никто не в состоянии увидеть всего и в памяти остаётся только то немногое, что было созвучно настроению зрителя в момент просмотра. Так и рождается смысл.
Гениальность режиссёра не в наполнении фильма смыслом, а в наполнении фильма настроением, которое будет генерировать бесконечное количество смыслов для зрителей. «Сталкер» именно так и делает. Постоянные рассуждения о добре и зле ничем не заканчиваются и не имеют продолжения. Это предстоит сделать зрителю. Да и что такое Добро? Родители отправляют ребёнка в школу. Сколько найдётся детей, считающих, что это добро и сколько найдётся родителей, считающих, что это зло? Но вот школа закончена и процент бывших детей, считающих, что школа относится к стороне добра, вырастает на порядки. Более того, они и своих детей отправляют в школу, так как это для детей чистое добро. И всё повторяется снова и снова. Добро и зло постоянно меняются местами. Как добиться, чтобы каждый нашёл своё добро и своё зло? Очень просто, в фильме не должно быть ни добра ни зла, нужно только наполнить фильм намёками и полутонами, каждый увидит в том, чего нет, что-то своё и будет доволен. Представьте себе, вы водите по своей квартире гостя с завязанными глазами, он может только ощупывать всё вокруг себя. Как вам кажется, сколько процентов будут составлять правильные предположения о том, что у гостя в руках? Но… Хозяин всегда может сделать вид, что гость угадал, чтобы сделать тому приятное. Ничего не напоминает?
Итак, у вас всё ещё не пропал настрой искать смысл в «Сталкере»? Я лично этим и не занимался. Мне просто нравится смотреть. Особенно нравится смотреть на воду. Вода в фильме очень разная, с пятнами масла, с водорослями, текущая и стоячая, но всегда очень красивая. Отличная работа оператора. Кстати, никто из съёмочной группы после съёмок не утонул? Чёрная кошка, знаете ли, навеяла. А может просто я очень люблю смотреть на воду?
Это отличное кино, в котором играют замечательные актёры. Их немного, но текста у каждого из них предостаточно. Они постоянно говорят, о добре и зле, о предназначении, о смысле жизни. Выбирайте на свой вкус. Мне лично больше всего нравится вода.
В главных ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих