Дюна: три в одном

Всё началось с книги. Френк Герберт ― Дюна. Книга оказалась не из последнего десятка, а потому произвела определенный эффект. Длиною в много лет.

Начнём с самой книги. Фантастика вроде как призвана рассказывать нам о том, что ждет нас в будущем. Предупреждать. Но почему-то, за редчайшими исключениями, авторы рассказывают нам о том, что у нас уже было. Исключения принадлежат в основном советским писателям с описаниями коммунистического будущего. Основная масса новизной не блещет. Везде присутствует империя по римскому принципу. Классовое деление, мундиры с золотыми эполетами и суперспособности! Именно это компонент способен объяснить происходящее без вникания в суть происходящего. Складывается ощущение, что все писатели верят в телекинез и никто не доверяет демократическому пути развития человеческого общества.

В этом плане Дюна не исключение. Есть император, есть империя, есть тайные общества с супергероями и одна загадка на всех. Как обычно, добро борется со злом. В данном случае добро выглядит странновато. Как и зло. Император сводит счеты с одним богатым семейством на фоне вендетты этого семейства с другим. И когда все умерли, супермальчик остался в живых, чтобы потом всех убить.

Если говорить о каких-то сложных драматических поворотах, их нет. Лубочные стандарты вперемешку с лозунгами времен развитого социализма. Глобальные вопросы о взаимоотношениях классов и людей внутри классов гораздо лучше изучать по трудам римских историков, на крайний случай по трудам средневековья. Это будет вроде как из первых рук. Технические подробности не выдерживают критики. Но почему же про это говорят? Всё просто. Потому что это только детали на общем фоне сюжета. А сюжет — это спайс.

Спайс. Вещество, которое имеется только на одной планете империи, Аракисе. По большому счету вся планета представляет собой пустыню. По пустыне бродят громадные черви и люди. Люди добывают спайс, черви им мешают. Спайс нужен всем, он дорог, и все хотят его контролировать. Но никто не знает как. Никто не знает откуда он берётся. И ещё. На планете практически нет воды. И на самой планете совершенно непонятно, что дороже, вода или спайс.

Вся прелесть книги в том, насколько детально описывается спайс, вода и планета Аракис. Очень редкий случай, когда автор уделяет основное внимание не человеческим катаклизмам. В центре сюжета жизнь планеты.

Совершенно нормально, что данная книга привлекла внимание деятелей кино. Режиссёром фильма и сценаристом стал Д.Линч. При его упоминании вспоминается Твин Пикс. Дюну Д.Линч тоже пытался сделать мистической и загадочной. А ещё он пытался сохранить практически всё, что было в книге. Получилась тяжело перевариваемая бурдимель. Не читая книги, невозможно понять этот странный конгломерат. Характеры героев искажены до невероятности. Попытка придать им дополнительную мистичность выглядит нелепо. И до того запутанная книга, превратилась в ужасный комикс. Вместо копии книги получилась ужасная пародия.

После такого продолжения жизни книги можно было думать, что Дюну могут забыть навсегда. Но... Компания Westwood сделала игру DUNE II, которая останется в веках. До этого была первая Дюна, нечто в стиле квест. Ужасно скучная и запутанная. Как оказалось, вторая Дюна разрабатывалась параллельно с первой и увидела свет несколько позже. Разработчики не торопились, они готовили шедевр. И он удался, первая в мире стратегия реального времени. Игра, которая отнимала сон у множества людей. И может даже лишала работы. Через совсем небольшой промежуток времени Warcraft на множество лет отобрал у дюны пальму первенства, но эти годы обеспечили Дюне память на много десятков лет. Была попытка реинкарнировать Дюну. DUNE 2000. Но не задалось. Чего-то в ней не хватало.

Вот так всё и произошло. Началось всё с книги, а в истории останется игра, которая много почерпнула из неудачного фильма.

Д.Мусатов