В Советском Союзе в 70-х и 80-х годах в кино был развит жанр бюджетной научной фантастики. В основной своей массе это были были снятые на скорую руку телевизионные фильмы. Недостаточность художественности, костюмов и декораций была компенсирована необыкновенной популярностью жанра и ставкой на сюжет. Декораций почти нет, но зрителю должно быть интересно, чем всё закончится.
В наше время подобный бюджетный подход всё ещё практикуется, но с некоторыми изменениями. Фантастика второго сорта, при отсутствии актёров первого эшелона и нормальных сценаристов, старается компенсировать множество недостатков наличием спецэффектов. Это могут быть ландшафты неведомых планет, это могут быть интерьеры космических кораблей, это может быть что угодно, но только что-то одно, денег-то недостаточно. При этом, я уже очень давно не видел зарубежной малобюджетной фантастики, основанной на сюжете, или хотя бы на психологии. «Вычислитель» - на мой взгляд является попыткой совместить советские традиции сюжетной фантастики и современную трактовку фантастики, основанной на спецэффектах. Вроде как вполне сюжетная основа будет красоваться на фоне небольшого количества компьютерной графики.
С одной стороны это неплохо, незачем огород городить, если нет ничего для нормального забора. Лучше всю ерунду убрать и на минималистичном фоне представить немногочисленные визуальные эффекты, лучше иметь несколько минут приличных эффектов, чем полтора часа ерунды. Особенно это актуально, когда есть сюжет и зритель, в основном увлечённый смыслом событий, и только изредка зритель будет отвлекаем на эффектные вставки. Но вот какая неприятная штука получилась: сюжета не обнаружено.
Сюжет подразумевает не только умные разговоры, но и некоторое логическое вытекание событий друг из друга. Должен быть начальный посыл, средства исполнения идеи, конечная цель. Ничего этого нет. Конец фильма совершенно не в тему, герои — просто результат работы генератора случайных чисел, да и всё остальное выглядит как-то странно. Но что-то же было?
Всё нелогичное и странное в действиях женской половины списывается на их странную логику. Вроде есть какая-то особая логика, основанная не на стройных вычислениях и вытекающих друг из друга заключениях, а на чувствах. Критерием принятия решений является не практичность, а любовь или ненависть. В данном фильме связкой между сценами практически всегда является некое чувство.
Всё странно и нелогично. События не вытекают друг из друга, а формируется на основе очередного чувства. С кем идти, зачем тащить здоровенную коробку, как убить главного злодея в конце — всем этим заведует какое-то очередное мгновенное ощущение. По сюжету женщины вроде как не являются доминантой, но в конечном итоге всё идёт именно по их хотению и умению мыслить. Это вдвойне странно, если вспомнить название и анонсы фильма. Но видимо главный герой всё вычисляет в каком-то параллельном пространстве.
Фильм откровенно скучноват, но... Нужно отдать должное авторам фильма, они не стали пытаться выжимать соки из ничего. Зачем заставлять человека страдать долго, вполне хватит и 80 минут. По крайней мере можно точно сказать, что откровенно никчёмных сцен нет, все имеют некоторое право на жизнь.
Данный фильм можно квалифицировать как очередную попытку российского кинематографа найти себя, что очень хорошо. У нас должно быть своё кино, хорошее или не очень. Старых традиций больше нет, а новые создавать трудно и мучительно. Периодически возникают фильмы, которые выделяются из толпы безликих созданий, если их будет достаточно много, то эволюция непременно приведёт к формированию нового вида.
Не нужно ждать от фильма многого, но и спать этот фильм с первых минут не заставит. Его лучше смотреть дома, на диване, так удобнее, можно лежать.
В главных ролях: Евгений Миронов, Анна Чиповская.
Д.Мусатов