Глобализация и национальный колорит

Басня о лебеди, раке и щуке не забывается на протяжении многих лет, только вот чему она учит и учиться ли человек вообще? Многие воспринимают этот сюжет как рассказ о некой группе людей, имеющих разнонаправленные интересы. Мне кажется, что это про одного человека, вернее про то, как человеком принимаются решения. В каждом человеке одновременно существует множество противоположных желаний и побеждает в конечном итоге что-то совершенно случайным образом.

Возьмём и посмотрим, к примеру, как соотносятся глобализация и национальный колорит? В Европе это не очень актуально, но у нас в стране разговоры о собственном пути и особенном характере народа популярны. Постоянно производятся попытки реанимации какой-либо стороны национального колорита, то это деревянная архитектура, то это что-то из местной кухни. Неустанно появляются рассказы о малых народах севера с их самобытной культурой, живущих где-то на краю земли. После этого пытаются провести к ним интернет, не понимая, что вместе с интернетом туда заявится смерть самобытности.

Самобытность развивалась и развивается только в условиях ограниченного общения. В древние века этому способствовали большие расстояния между народами и отсутствие быстрого транспорта. Чем далее друг от друга существовали народы, тем более они отличались друг от друга. Одним словом, отсутствие возможности обмена информацией становилось причиной самобытности.

Чем более стабильной и масштабной становилась система обмена информацией, тем меньше становилось национальной самобытности. Начиналось всё это с войн, когда огромные массы людей вторгались на соседние территории и начинался обмен чем-то интересным для обеих сторон. Внедрение в культуру чего-то инородного приводит к утрате чего-то имеющегося ранее и сокращению различий между столкнувшимися культурами. Даже сейчас совершенно самобытному обществу есть место только вдали от других, сердце Африки, дальний Север.

Сейчас всё проще, достаточно интернета, а остальное сделает молодёжь. Она соберёт всё самое интересное со всего света и забудет о том, чем и как жили их родители. Проводя интернет, нужно понимать, что это не только возможность записаться в больницу или собес, это предложение стать космополитом. Вся самобытность африканских племён строится на недоступности информации о другой жизни. Уже сейчас отдельные отпрыски древних племён пытаются примеривать шорты приезжих, завтра кто-то захочет стать не пастухом, а геологом, а там уж смешанные браки и желание работать в комнате с кондиционером добьют весь местный колорит.

Глобализация делает жизнь проще и удобнее, но при этом она унифицирует всех, кто в ней принимает участие. Это закон. Наличие информации о более комфортном образе жизни и более удобной одежде может напрочь убить желание вязать лапти и есть строганину. Открывая свой мир навстречу другим мирам, нужно быть готовым не только к тому, что эти миры будут твоими, но и к тому, что твой мир станет не твоим.

Так чего же желает человек, быть человеком мира или жить по законам предков?