Река Хронос — цикл из шести книг. Впрочем, я это циклом назвать не могу. Шесть книг слабо связанных между собой только названием.
Понятно, почему автор эти книги назвал циклом. Он предпринял попытку создать ленту времени. Описание огромного промежутка времени с авторскими комментариями и собственным видением событий. Он хотел рассказать нам, что же там было на самом деле. Попробуем посмотреть, что получилось.
Первые четыре книги. Есть некий прибор позволяющий перемещаться во времени, но только в будущее. Герои книги получили такой прибор, но пользоваться им не спешат. Несколько лет, до революции 1917 года, во время революции, после революции. Главные герои: молодой интеллигентный человек и очень милая девушка. С хорошим воспитанием. Знакомятся, женятся, живут. Жизнь периодически подносит им приключения и изредка они вынуждены пользоваться перемещением во времени, хотя и после продолжительных дискуссий. Есть некий надзиратель, один из владельцев подобного прибора. Постоянно намекается, что именно эти наблюдатели и есть хозяева мира, но кроме намёков нет больше ничего, а потому наши герои фактически предоставлены сами себе.
Пятая и шестая части. Пятая часть — тридцатые годы, Шестая часть — девяностые годы 20 века. Супругов разделили, они живут теперь по отдельности, так по сюжету красивее получается. Про машинку времени ни автор, ни герои не вспоминают.
Сюжет пересказывать нет смысла. Поговорим о впечатлениях. Во-первых автор очень увлёкся донесением до читателя своих мыслей, настолько что совершенно забыл о форме их доставки. Временами повествование становится просто скучным. Но это не главное. Автор временами забывает и о сюжете, перескакивает через события, забывает сделать хоть какую-нибудь логическую связь между эпизодами. Он с такой страстью пытается донести до читателя своё мировоззрение, что на всё остальное практически не остается времени.
Все люди у автора делятся на две категории: «из хорошей семьи» и все остальные. Любимчики отличаются воспитанием и хорошими намерениями, все остальные необразованные мужланы, способные только на оскорбления и разрушения. С таким подходом довольно тяжело писать книги.
Итак, про революцию. Революция для любимчиков наступила неожиданно и всё испортила. Они так хорошо сидели на пригретых местах, ничего не делали и тут революция. Они даже не поняли, кто это начал. Любимчики всегда предпочитали сторониться просто людей. Они иногда пахли неприятно, не читали Толстого. Неприемлемая компания. Люди, которые самостоятельно даже печки истопить не могли, боялись тех, кто делал всю грязную работу и предпочитали от тех отворачиваться и делать вид, что их нет. И тут революция.
Получается, что автор делит мир на две категории: тех кто может что-то делать своими руками и тех, кто этим пользуется и презирает тех, кто всё это сделал. Поздно или рано презираемые должны были возмутиться и возмутились. Это было самым сложным в революции. Всё остальное просто. Свалить власть, которая кроме рассуждений о благе народа ничем заниматься не умеет, очень просто. И нечему удивляться.
А автор вместе с любимыми героями ничего не понимает. Он умиляется тому, что его герои ничего делать не умеют. Он очень негодует, когда после их идиотских поступков следует неминуемое возмездие. Чтобы преподнести в лучшем свете своих любимчиков история режется, сюжет ломается, начинается бесконечное нудение о том, что только люди из хорошей семьи достойны внимания и уважения. В принципе. А все остальные просто так, для статистики и дрова носить.
Пятая часть представляет собой вполне законченное произведение детективного жанра. Никаких претензий. Только зачем-то выкинули молодого человека и оставили одну девушку, плюс автор постоянно пытался втолнуть в сюжет машинку времени. Безуспешно. Действие происходит в 30-е годы, из приличных людей только два человека. Наш герой знакомится с Гитлером, а Сталин начинает атомную войну. Но вся первая детективная половина пятой часть читается на ура. Автор переключился на сюжет, идеология отошла на второй план и всё стало хорошо. С второй половиной всё сложнее, много бреда и ненависти. К тому с сюжетов явные трудности.
Шестая часть тоже обошлась без перемещений, но в ней автор говорит уже не о том, что было или могло быть, а о совершенно фантастических вещах. 90-е годы 20 века. Из ниоткуда выползает реинкарнация Ленина. Герои, в силу сюжета, связаны только парой телефонных звонков.
Когда писатель, делая вид, что он писатель, пытается быть глашатаем общественной идеи — ничего хорошего получиться не может. В основе любой книги должно быть хоть что-то художественное. Обиды на предыдущих властителей, которой вполне хватит для выступления на митинге, недостаточно для книги. Если множество мыслей собрать в кучу, то не всегда из этого выходит цикл книг. Злость и обида мешают объективно оценивать происходящее и приводят к искажённому восприятию мира. Автор настолько увлёкся собственными комплексами и переживаниями, что совершенно забыл о том, что книга пишется для читателя. А у читателей свои мысли относительно Ленина или Сталина.
Большой труд, мелкий результат. За это время можно было написать ни одну хорошую книгу. Но автор увлёкся ролью общественного глашатая. Не получилось. Ни глашатаем стать, ни остаться писателем.
Д.Мусатов