Впервые этот фильм я увидел в начале 90-х 20 века. К тому времени я уже слышал про него много. Больше всего внимания он привлекал из-за необычной формы изложения. В советское время фильмы налётом мистицизма не радовали, разве что в детективах бывало что-то загадочное. Ну и, конечно, сюжет был на злобу дня.
Соцреализм не допускал никаких двойных трактовок происходящего на экране. Всё предельно доходчиво и наглядно. Город Зеро в постоянном тумане. В городе Зеро все несуразности, которые в реальном мире старались не замечать, сидели во главе стола. Просто зазеркалье какое-то. По сути своей фильм являлся вырвавшимся из бутылки государственной цензуры джином. Но талантливым джином. Обычно протест сводится к отрицанию, а этот фильм старается аргументировано критиковать. Да и актёрский состав из сплошных звёзд. Сейчас можно сказать, что это фильм настроения и сменяющей отчаяние надежды.
Это первая проба пера в жанре мистики в советском кинематографе. Пожалуй, и последняя удачная. В российском кинематографе ничего похожего нет, а Шахназаров к этому жанру более не возвращался. А жаль.
Для того, чтобы привести себя в порядок, человек смотрится в зеркало. Но он не видит там себя, он видит своё зеркальное отражение. Так что вполне можно сказать, что человек сам себя видит не так, как окружающие. А если увидеть себя глазами окружающих? Где взять такое зеркало? Этот фильм — попытка сделать зеркало, которое позволит увидеть себя таким, какими мы выглядим на самом деле. Что из этого может получиться?
Здесь нет ответов, кино состоит целиком из вопросов. Видимо это уже традиция нашей страны, не отвечать на вопросы, а задавать их. Каждый может ответить на них про себя, внутри. Не всегда и не все готовы говорить честно. Многие вообще не склонны поднимать, даже тихонечко и внутри себя, неприятные вопросы. А тут тебя буквально заставляют на них отвечать.
Трудно сказать, может ли кино как-то воздействовать на сознание человека в долгосрочной перспективе. Конечно, при выходе из зала многие ещё минут пять живут где-то в виртуальном мире, но подойдя к стоянке большая часть больше озабочена поиском ключей от машины, нежели размышлениями на тему общечеловеческих ценностей. Но почему-то хочется верить, что раз за разом предпринимаемые попытки сподвигнуть человека объективно смотреть на жизнь вокруг себя, принесут положительный результат.
Обычно, человек в состоянии обратить внимание на вещи, которые преподносятся в гипертрофированном виде. Обычного хватает в обычной жизни. Но только стоит сделать любовь страстью, а неприязнь перевести в длительную месть, как всё меняется. Зритель любит сильные эмоции. Так и несуразности на периферии нашей жизни начинают привлекать к себе внимание сразу после того, как превратятся в мистический стержень жизни. Главное, талантливо произвести подмену, реалистично.
В наше время фильм смотрится немного бледновато, но это по-моему лучший фильм К. Шахназарова.
В главных ролях: Л. Филатов, О. Басилашвили, Е. Евстигнеев, А. Джигарханян.
Д. Мусатов