Город с длинной историей похож на пожилого человека. Он может быть спокойным и солидным, или дряхлеющим и теряющим жизненную силу, но при этом ему всегда есть, что рассказать. Если, конечно, он этого захочет.
Посещение Гродно не было случайным. Само название притягивало. Долгая история с участием огромного количества людей разных национальностей при совершенно разнообразных обстоятельствах. На таком карнавале событий обязательно должна получиться интригующая история.
Как и многие города, Гродно разделен на старую и новую часть. Новая часть меня не интересовала, стандартные панельные дома вряд ли смогут быть интересными рассказчиками. Только старая часть города могла показать мне интересные картинки из прошлого.
Старая часть меня заинтересовала своею своеобразностью. Вроде как есть все атрибуты старого города, но выражены они как-то нечетко. Практически все дома несут на себе следы недавнего ремонта. Это, конечно, хорошо, но ремонт как бы нивелировал индивидуальность каждого из строений. Нет облупленных фасадов, нет проваленных крыш, но фасады зачастую выкрашены одинаковой краской. Узкие улочки остались, есть каменные мостовые, но камень выглядит как-то молодо. Не видно фонарей, старых, с утраченными элементами и покоробленными крышками. Все фонари, которые мне попадались, были новоделом. Единственное, что навеяло ощущение истории, была решетка ливневки.
Новая часть города была представлена административными зданиями, памятником Ленину на большой площади, театром и парком. Как и все в этом городе, их состояние практически безупречно. Все фонтаны функционировали, и в них не плавали бутылки и фантики. Кстати говоря, чистота — это визитная карточка любого населенного пункта в Беларуси. Огромное количество газонов и клумб привлекают взгляд. Цветы не просто свалены в кучу, но представляют собой хорошо продуманные композиции. Но вот перед театром цветов почти нет. Камень и бетон составляют композицию театральной площади. С фонтаном. На фасаде театра скульптура крылатого коня, взлетающего в небо. Необычная скульптура на необычном по архитектуре здании. От театра видно Неман и строения на его берегу.
В парке находится памятник погибшим на Великой Отечественной войне. Помимо этого, парк украшен фонтанами, скульптурами, мостиками и продавцами предметов народного промысла. Можно прикупить деревянные ложки и деревянные магниты на холодильник, очень много изделий из бисера и произведения местных гончаров. Практически все свободное пространство парка занято молодоженами с фотографами, операторами и гостями. В одном месте, около лавочек, рядом с памятником, просто невозможно пройти — ноги прилипают к асфальту из-за шампанского, которое льется из открываемых бутылок на асфальт, сохнет и превращается в клей.
Набережной Немана я не заметил. Вполне возможно она есть в другом месте. Но вот не заметить собор на центральной площади было невозможно. Грандиозное сооружение одновременно и выделяется на фоне окружающих зданий, и создает единый комплекс. Обычно в кино типажи узнаваемы практически сразу: этот злодей, а вот этот - герой любовник. В данном случае, одного взгляда было достаточно, чтобы увидеть аристократа архитектуры. Собор был в отличном состоянии, но не было ощущения вчерашнего ремонта. Совершенно очевидно, что так он выглядел всегда, и день назад и 100 лет назад.
Украшений на фасаде не очень много — несколько окон, небольшое количество лепнины, часы и статуи в нишах. Часы ничего особенного из себя не представляли, честно говоря, я даже не помню, шли они или нет. Статуи в нишах тоже особо не выделялись в отличие от статуи Христа, несущего свой крест, на парапете входной лестницы. Не могу сказать почему, но именно этот элемент фасада первым привлекал к себе внимание.
Зеленая крыша и решетки на окнах довершают оформление. Решетки достаточно элегантны и оригинальны. По своему стилю они идентичны крестам на куполах. Кресты слабо различимы, особенно на солнце. Получается, что во внешнем оформлении собора нет ярко выраженных элементов, нет мест, приковывающих внимание, только единый комплекс, только огромное здание. Внутри все по-другому.
Внутренне оформление кардинально отличается от внешнего. Практически каждая деталь интерьера призвана приковывать к себе внимание. Огромное количество украшений, позолота, резьба по дереву переполняют визуальное пространство. Я впервые попал в католический собор, но при этом только 2 вещи бросились в глаза: первое — это лавочки, на которых сидели прихожане, а второе — отсутствие старушек, заправляющих внутренней жизнью храма.
Много раз я видел в кино, как во время службы люди сидят на лавочках и слушают орган. Наконец-то мне довелось проделать то же самое в реальной жизни. Во время нашего посещения проходило венчание. Священник, довольно молодой человек, что-то говорил и пел. Я даже не понял, на каком языке все это происходило. Слышались звуки органа (настоящего или в записи было непонятно), а я сидел и таращился вокруг себя. Собор находится в довольно неопрятном состоянии — на резьбе и лепнине, которая находится довольно высоко, очень много пыли. Судя по всему, постоянные уборки проходят только на высоте человеческого роста. Генеральные уборки проводятся нечасто. Нигде не видно ободранной краски, стертой позолоты или отбитой лепнины. В смысле ремонта все в полном порядке, от пола до потолка. Потолок, кстати, высокий и красивый. Во время нашего визита проводились ремонтные работы, и главный иконостас был заставлен лесами и завешен пологами, поэтому, может быть, я так и не увидел самой красивой части собора. Поэтому осмотрели все остальное.
Очень мне понравились кабинки для исповедования. В них никого не было. Ручки на дверках и деревянные пороги были потерты, из чего можно сделать вывод, что они пустуют не всегда. Большая часть интерьера (иконы, фрески) слабо отличается от любого большого православного храма. Продажей стандартного набора любой церкви (иконки, какие-то книжки, четки и пр.) занимались двое: молодой человек и девушка. Они же следили за порядком в помещении. Никаких строгих старушек не было. После непродолжительного разговора с ними нам объяснили, что можно и что нельзя, супруге ни слова не сказали про отсутствие платка на голове и разрешили фотографировать что угодно. В благодарность за приятное обхождение я прикупил четки. Их у меня уже довольно много, но для воспоминаний это отличный сувенир.
Примерно через 20 минут мы покинули собор. Начиналась новая процедура венчания. Я подумал, а когда же идет ремонт в церкви? Ночью видимо.
Вот так и остался у меня в памяти Гродно — город с красивым собором и театром, по фасаду которого скачут кони. Красивый город.
Гродно, лето 2010 года.
Д.Мусатов