И это жизнь? (Форрест Гамп; реж. Р. Земекис)

Сказки для взрослых являются весьма распространённым жанром. Людям хочется немного побыть в мире иллюзий, в мире, где возможно многое из того, что в нашем мире невозможно. Волшебники и волшебники, мечи с собственным интеллектом и прочие атрибуты данного жанра вполне себе нормально воспринимаются на экране. А ещё они могут летать и останавливать на лету пули.

Главное, чтобы все эти похождения не давали повода подумать, что это может происходить где-то рядом, за углом. Главное, чтобы все понимали разницу между сказкой и реальной жизнью. Как только человек начнёт путать сказку и реальность, могут произойти многие неприятные вещи. Ну, например, возьмёт и попытается человек с помощью захваченного из дома джойстика остановить на ходу трамвай. Главное, чтобы после этого фортеля человек не помер от чувства разочарования в реанимации.

Так вот, чтобы человек не перепутал реальность с виртуальной реальностью, нужно постоянно давать знаки о виртуальности происходящего на экране. А с этим иногда бывают несостыковки. С одной стороны это можно понять, автору фильма хочется реалистичности. Нужно, чтобы происходящее воспринималось без отторжения. И тут главное не переборщить.

Форрест Гамп — это перебор, в явном виде. Посмотрим подробнее. Герой фильма — полный идиот. Он совершает массу идиотских поступков и при этом результат всегда превосходит все мыслимые ожидания. Он становится богат, счастлив и любим. Вокруг него масса людей, некоторые умные, кто-то глуп, попадаются честные, не обошлось без жуликов. Но... Всё хорошо только у полного идиота. Чтобы он ни делал — всё во благо, всё к лучшему. Ну как вам это понравится? Каков должен быть вывод? Неужели я должен из всего этого понять только то, что для счастливой жизни ни в коем случае не нужно быть Эйнштейном...

Так что же получается? Для человека мыслящего нет места в жизни. Какая разница, есть атомы или нет их? Да и кому могут понадобится знания о расстоянии до ближайшей звезды, если это всё отвлекает от истинного пути к счастью. Нужно меньше думать, уметь играть в настольный тенис и заниматься только теми делами, в которых понимаешь как можно меньше и будет тебе счастье. Да, ещё нужно влюбляться в самых неподходящих представителей рода человеческого, это ускоряет продвижение, поскольку отвлекает от дел земных и заставляет заниматься всякой ерундой.

Мне от этого как-то не по себе. Мне кажется, что должны быть художники, писатели и мультипликаторы, в общем все те, кто сам себя считает представителем творческой интеллигенции. Некоторые из них остаются в истории и в запасниках музеев и библиотек. Мне кажется, что должны быть исследователи озоновых дыр и глобального потепления, в обще те, кто ради Нобелевской премии или хотя бы гранта какого, готовы целыми днями придумывать отчеты для спонсоров. Иногда кто-то из них забывается и придумывает что-то непрактичное для спонсоров вроде лазера или искусственного шёлка. Как без них всех?

Вдруг все, просмотревшие кино про удачливого идиота, начнут жить также, как он? Беда будет! Останемся без автомобилей и планшетов! Правда, научимся играть в настольный тенис. Хотя, это не очень достойная компенсация. Может ни к чему делать настолько реалистичные сказки?

Может лучше в каждой сказке делать отметки о невероятности происходящего? Или в титрах где-то писать, что повторять всего этого авторы не рекомендуют. Или нет, не пойдёт, кто из теперешних жителей Земли смотрит титры. Пусть просто герои делают нечто, ну уж совершенно невероятное, даже для сказки. Например, пусть бегают по потолкам.

Если в титрах имя Земекиса, то результат гарантирован. Всё сделано идеально: актёры, сценарий, камера. Отличная форма, но содержание просто удручающее. Отлично смотрится, если не вникать в смысл.

В главных ролях: Том Хэнкс.

Д. Мусатов