Иллюзия счастья (Солярис, реж. Андрей Тарковский)

В фильме вскользь затронуто множество вопросов, весь фильм по своей сути — сборник самых популярных вопросов определённой категории людей. Эта категория называет себя «интеллигенцией», я не знаю, что это такое, но первое, что приходит на ум, это преобладание у подобных людей слов над конкретными делами. Они в основном говорят, в основном про себя. Мне кажется, что настоящий интеллигент себя так называть не будет хотя бы из чувства скромности, но сейчас не про это.

Я где-то прочитал: Когда человек голоден - у него всего одна задача, у сытого человека множество проблем. Но самое неприятное, что на досуге, после приятного обеда, человек очень любит страдать. Можно, к примеру, пострадать от осознания неизведанности самого себя.

Что такое человек, вот на этом вопросе из джентльменского набора «интеллигенции», и который имеется в фильме, я бы остановился. Про невозможность существования копии человека я уже высказывался не раз и моя позиция неизменна: копии быть не может, каждое живое существо уникально. Но почему человечество с таким упорством пытается найти способ клонировать себя и окружающий мир?

Человеку нужно то, что он хочет. Ему неинтересно то, что есть на самом деле, при условии, что это не то, что хочется. В иллюзиях можно творить нечто нереальное, а потому человек с охотой погружается в мир иллюзий. Он даже стремится в иллюзии. И океан это увидел?

Что важнее: долг или желание? Долг по продлению жизни и желание получить воображаемый мир. Главный герой почему-то оказался самым хлюпиком, идущим на поводу у своих желаний. Он готов оправдать смерть человека по собственной воле только из-за несбывшихся надежд. Ушёл разлюбивший тебя человек — повеситься, приходят привидения — отравился, в холодильнике нет пива — нужно отсечь себе голову? Забавная логика. Кто же тогда останется плюшки печь?

Всё проистекает из излюбленного «интеллигенцией» постулата о первичности личности и её эмоциях в мире. Правда, при этом их совершенно не волнует, кто стирает платки, в которые они усиленно льют слёзы, но им некогда, они рефлексируют. Им нет дела до того, что человечество вымрет, если все её представители начнут жить чувствами. Представьте себе комбайнёра, который вместо уборки начнёт лить слёзы и пытаться повеситься по причине недостаточно урожайной пшеницы. При этом, как ни странно, работающие руками с большим сочувствием относятся к стенающим. Они их не понимают, но именно это непонимание и вызывает мистическое чувство сочувствия. При этом ни те, ни другие не задумываются, что именно бессердечные рабочие руками обеспечивают существование мира. Люди вообще мало знают про свой мир. В фильме звучит мысль о том, что человеку не нужны новые миры, он просто расширяет свой имеющийся мир. Он не знает, что делать с этими новыми мирами, может быть это просто потому, что он не знает даже что делать со своим собственным миром. Человек живёт в мире иллюзий.

Одна из иллюзий состоит в постоянном исправлении ошибок. Человек не хочет жить в настоящем, в мире накопления опыта и недопущения повторных ошибок. Он непременно хочет вернуться в прошлое и всё исправить. Видимо для того, что страдать было сподручнее? Это невозможно в принципе, а потому, подобное действо возвышает человека в собственных глазах, страдание во имя великой и далёкой цели. Страдание во имя невозможного, может это для кого-то выглядит благородно, для меня — смешно. Видимо, у этого человека очень давно не было чувства голода, в течении нескольких тысяч дней.

То, что не является необходимым для поддержания жизни — блажь. Даже сам Кельвин косвенно это подтверждает. Все об этом знают, только выводов никто не делает. Выводы в основном пытаются делать не на основании объективных фактов, а на основании желаний. Живя в иллюзиях приятно делать вид, что это и есть реальность, но только до момента очередного обеда. Но что будет, если кухарка тоже провела день в мечтаниях, а не в метаниях по кухне?

Человек — прежде всего биологический организм, а мир иллюзий строится в голове человека на фундаменте сытого желудка. Но пока человечество вместо нормальной жизни без ошибок и с учётом прошлого опыта здесь и сейчас мечтает о возможности исправлять ошибки когда-то и где-то. Оно мечтает получить возможность периодически переписывать прошлое. Ему кажется, что если клонировать человека, с которым были проблемы, то можно переписать прошлое, если клонировать мир, то можно переписать историю. Обратимость прошлого сводит с ума. Нужно просто на несколько дней лишить фантазёра еды и всё изменится. Но гуманизм этого делать не позволяет и время по-прежнему поворачивают вспять.

Человечество никак не согласится с фактом о необратимости жизни общества, мира и человека. Человек — это только движение вперёд. Без соплей и страданий. Ошибки нужно не исправлять в прошлом, а учиться на них в будущем.

Кино не содержит действия, только настроение. Только рассуждения о действиях без малейшего намёка на действия. Если Вам интересно заглянуть в бездну рассуждений о человеке на сытый желудок — можно посмотреть этот фильм. Он полон символов, намёков и иллюзий.

В главных ролях: Донатас Банионис, Юри Ярвет, Анатолий Солоницын, Наталья Бондарчук, Николай Гринько

Д.Мусатов