Им не дано понять... (Распутин, реж. Ираклий Квирикадзе)

В перестроечное время был анекдот, о том, что появились поддельные ёлочные украшения, они блестят, они красивые, но не радуют. Когда иностранцы изображают Россию, у меня возникает именно это ощущение. Вполне возможно, что наш Шерлок Холмс совершенно непонятен англичанам, но французский Распутин совершенно чужд мне.

Смотреть это кино или нет, я долго сомневался. Не люблю я иностранные фильмы про свою страну. Но в данном случае в титрах значился Депардье, а он вполне себе в состоянии делать безумные глаза. Но чуда не случилось, я Распутина не увидел.

После Петренко Распутина играть очень сложно, может быть даже невозможно. Настолько органично получился безумный мужик, что и добавить больше нечего. Безумие, страсть, желание жить и быть центром жизни. Депардье старался изо всех сил, но увы. Он не понимает этого человека. Получился какой-то французский Распутин. Поведение актёров тоже не совсем адекватное. И уж совсем странным вышел Николай II.

На мой взгляд лучше всего Николая изобразил Янковский. Настолько ярко получилось у него показать, как маленькому и испуганному человеку хотелось мнить себя императором Руси, что и повторить это невозможно. У Машкова такого не может получиться в принципе, мужественное лицо не позволяет. Но у Машкова очень ярко получились эмоции, у него на лице было написано, что он чувствует к сыну, к войне, к Распутину. Великолепный актёр, но не Николай.

В результате не получилось композиции, не могут сойтись такие образы, построенные на экране, в сложный клубок сложившейся реальности. Только императрица более или менее вписалась в заданные параметры, чужестранка, кем и была на самом деле. Император не настолько слаб, Распутин не похож на дьявола во плоти. Депардье периодически взывал к разуму, а Распутин должен брать всё своё на эмоциях, вспомните Петренко. К тому же в фильме масса неточностей. В кабаках, например, Распутин водку почти не пил, он любил мадеру, а охранников почти желал видеть, потому, что панически боялся покушений на себя. А уж прятаться от кого-то у него и в мыслях не могло появиться, он стремился максимально быть на виду. С другой стороны к процессу убийства Распутина подошли с максимальным реализмом и соответствием общепризнанным фактам.

Что же помешало Депардье стать Распутиным? Может быть излишек веса, в сцене убийства он ему явно мешал, а скорее всего непонимание сути происходящего. Не может француз мыслить по-русски, не может при всём желании. Так же как и я не пойму никогда французов. Это фильм не для России, но будем надеяться, что французам он понравился.

Ещё очень неприятно, что фильм не представляет собой непрерывной ленты повествования. Какая-то фрагментарность везде, меня не покидало ощущение, что нет связок между эпизодами, нет логики событий. Как будто фильм состоит из некоторого количества клипов, снятых в разное время и с разными целями.

Если желаете увидеть Распутина на экране — смотрите Петренко, не пожалеете. Относительно данного фильма мне кажется, что он не останется в золотом фонде российского кинематографа.

В главных ролях: Жерар Депардье, Владимир Машков