Искусство ломать комедию (Отель «Гранд Будапешт», реж. Уэс Андерсон)

Мне кажется, что сейчас снимается очень мало комедий. Фильмов, которые авторы называют комедиями много, а вот мне кажется, что их мало. То, что на афишах называется комедией, недостаточно эффективно вызывает смех. Как-то глупо они выглядят. Тем не менее хочется если не хохотать, то по крайней мере улыбнуться. Вот тут могут помочь картины в стиле фарса. Этот жанр ещё не совсем умер.

«Отель «Гранд Будапешт» - это фарс в чистом виде. Мне несколько раз попались описания, где его называют комедией, но я с этим в принципе не согласен. Не согласен я с одобрением реализации духа 30-х годов. Всё по одной причине — этот фильм не имеет никакого отношения к реальной жизни. Это милый бред, фарс.

Человек, который будет это отрицать, совершенно не представляет себе мир вне голливудских фильмов. Только в голливудском фильме патруль в тоталитарном государстве отпустит беспаспортного иммигранта после фразы «поимейте совесть». Только в голливудском фильме можно ложкой в пару дней выкопать тоннель из тюрьмы длиной в километр.

С одной стороны снимать фарс проще, чем комедию. Можно нагородить с три короба всякой ерунды, нет пределов воображению. С другой стороны нужно выдержать всё так, чтобы это не казалось полным бредом. Милую ерунду смотреть приятно, а придурковатые идиоты никому не нужны. Главное — не перегнуть палку.

В данном случае всё получилось почти идеально. Единственная претензия в том, что не уложились в мои любимые 90 минут. Подбор актёров вне всякой критики. Оглядывая фильм трудно себе представить, что кто-то их действующих лиц не на своём месте. Видимо каждый из действующих лиц глубоко проникся идеей и настроением фильма. Декорации, кстати, тоже со вкусом подобраны.

Вот так вот всё хорошо выглядит. Но о чём же кино? О том, как воровали друг у друга картину и на что можно пойти ради денег. Удивительно, но этот милый фарс только о том, как люди воровали друг у друга. Безусловно, кто-то из действующих лиц у авторов фильма относится к хороших, кто-то попал в когорту негодяев, но при этом ничего не меняется — все воруют друг у друга и врут вдобавок. Вот такая милая история и романтичная компания. Этот фильм никак не тянет на нравоучительное повествование и к просмотру в детском саду его рекомендовать не получится.

Как всегда основная идея сдобрена любовной историей, впрочем даже ни одной. Почему-то авторы фильмов думают, что если вор и болтун умеет любить и ему отвечают взаимностью, то это уже вроде как не совсем преступник. Вроде как ему уже можно кое-что из прегрешений простить.

Не могу сказать, что добро в финале побеждает, но победили те, кого можно назвать «нашими». Те, на чьей стороне по мнению авторов должны быть симпатии зрителя. Оказалось, что все попытки были ненапрасными и предчувствие близкого счастья не подвело.

Фильм не имеет глубокой философии и морали. Он просто для того, чтобы полтора часа провести в хорошем расположении духа чуть заметно ухмыляясь. Рекомендуется для вечернего неспешного просмотра.

В главных ролях: Рэйф Файнс, Тони Револори, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Ф. Мюррэй Абрахам

Д.Мусатов