Искусство мести (11.6, реж. Филипп Годо)

Кто-то любит деньги, кто-то нет. Любовь к деньгам может иметь множество причин: счастье обладания сундуками золота, возможность сорить перед подругами, желание посещать дорогие рестораны. Зарабатывают деньги по-разному: можно ограбить банк, можно создать нефтяную империю, можно получить наследство.

Герой фильма ограбил банк, но обогатился он совершенно не этим способом. Деньги он собрал честным трудом. Просто его понемногу грабил банк, человек обиделся и ограбил банк. Банк обдирал его медленно и понемногу, а наш герой взял всё, сразу и весьма изобретательно.

Герой фильма работал инкассатором в банке. Работа не пыльная, но и не денежная. Много лет он копил деньги, отказывал себе во всём и накопил на подержанный Феррари. Он не завидовал миллионерам и их наследникам, он не думал о том, что у них дорогие автомобили просто по праву рождения. Он шёл к своей цели и пришёл. Он не хватал звёзд с неба, он не тешил себя размышлениями о непризнании своих талантов окружающим миров, он просто делал то, что считал для себя приемлемым. Весьма приземлённая психология. Всё закончилось с началом любопытства. Он заглянул в расчётку своего коллеги.

Оказалось, что его работодатель, банк, потихоньку грабил его. Из рабочего времени куда-то пропадали минуты, вместе с ними тихо исчезали немногочисленные евро. Украсть много было невозможно, не тот размах оплаты труда, но тем не менее. Человеку, который копил на свою мечту, это было ударом в спину. И он решил отомстить. При всём желании фильм не тянет на философию и поучительность. Фильм о мелочности и шкурничестве. Ничем не может привлечь эта ситуация, но не всё пошло по стандартному сценарию.

Как потихоньку вошло в обиход мнение, что в охранники идут люди недалёкие. Тот, кто не смог стать бухгалтером или дантистом, идёт в охранники. Раньше ещё так думали про дворников и кочегаров, но сейчас данные профессии стали уделом непризнанных гениев и гастарбайтеров. На смену им пришли охранники. В принципе работа не пыльная и не хлопотная, по крайней мере так почти всем кажется. Никакого творчества, никакой самостоятельности. Правильное и своевременное исполнение инструкций является залогом успешности охранника. При таком подходе можно сказать, что для охранника самым главным качеством является память. Неплохо иметь при себе ещё смелость и отважность, но нештатные ситуации бывают крайне нечасто, а потому умение не заснуть на посту ценится несколько выше отваги.

Не буду перечислять всего, что сделал наш охранник из банка, но это никак не укладывается в обычный стереотип его коллег. Он продумал практически все варианты развития своего поступка. Он предусмотрел влияние своего плана на окружающих, он проявил знания психологии человека. Но как всё это смог сделать простой охранник, который на протяжении многих лет не проявлял даже зачатков интеллектуальной деятельности?

Очень просто, он таким был всегда, но никому это не было интересно. Мир живёт в колее стереотипов. Все живут по аналогии, так проще и удобнее. С самого детства человек постоянно получает в своё пользование множество правил. Поступай в институт, а то до пенсии будешь мести улицу, престижный ВУЗ, заместитель — неудачник, не добравшийся до директора — кто не слышал эти и подобные «истины»? Вся жизнь человека сконцентрирована на материальном состоянии человека. Удачность жизни почему-то ассоциируется с внешним успехом. Счет в банке, должность, количество проданных книг — всё это давно является мерилом успешности и счастья. Всякий богатый человек непременно должен делать вид, что он совершенно счастлив. Я много раз слышал реакцию на выражение недовольства жизнью богатого человека - «этому чего не хватает». Как будто деньги всегда и однозначно со своим приходом приводят счастье. Почему-то человек небогатый всегда ассоциируется с неудачей и автоматически становится в глазах окружающих несчастным и недалёким. И если такой человек проявляет ум или счастье большинство удивляется.

Почему-то большинство не может даже предположить, что некоторые люди вполне могут думать не так, как большинство. Большинство не может себе представить, что от работы дворника можно получать удовольствие. Но это возможно, хотя в жизни встречается редко. Охранник может быть гением, который не стремится к мировому признанию.

Странный фильм. Никакой художественной ценности в моих глазах он представляет. Однако, главный персонаж очень интересно вписался в в своего героя. Ещё довольно реалистична реакция участников истории на действия главного героя. В целом тратить на него своё время специально непрактично.

В главных ролях: Франсуа Клюзе

Д.Мусатов