Трудно сказать, каким виделся Пуаро Агате Кристи. Были многочисленные иллюстрации в книгах, были многочисленные фильмы с этим героем, но мне кажется, что большинство вспоминает Д. Суше, когда слышит «Пуаро».
Создать запоминающийся образ на экране трудно. Зритель придирчив и капризен. Зритель хочет видеть на экране идеал, а поскольку в реальной жизни идеалов нет, то требования в экранному идеалу многочисленны и запутаны. Самое неприятное для экранного героя в том, что у каждого зрителя своё видение идеального героя. Кому-то герой видится непременно стройным и подтянутым, для кого-то герой без толстого кошелька никак не может, а кому-то непременно нужно подавать интеллектуала с редкой бородкой.
Ещё сложнее перенести на экран героя из книги. Каждый читатель уже имеет в голове некий образ, сложенный при прочтении. Этот образ формируется исходя из того, как герой решает поставленные задачи и насколько это сопоставимо с личным представлением читателя о добре и зле.
Попробуй при таких требованиях подстроиться под зрителя. А может и не к чему приспосабливаться? Может лучше предложить что-то совершенно неожиданное? Д.Суше так и поступил. Пуаро у автора личность совершенно уникальная. Множество фобий и странных привычек, множество странностей поведения и какая-то нереальная любовь к себе. Разве так бывает? Все прочие воплощения Пуаро стремились придать своему герою более и менее привычные черты. Все фобии и комплексы остались только в намёках. Им видимо казалось, что придание известному сыщику человеческих черт привычного всем обывателя приблизит его к зрителю. А Д. Суше прямо скопировал все чудные черты Пуаро, все его бзики и тараканы в голове, и не просто скопировал, а ещё и всё время привлекает к ним внимание зрителя.
Сюжет строится на множестве факторов. Прежде всего это детектив и расследование занимает значительную часть времени. Неожиданные повороты в жизни людей, психология преступлений и прочие необходимые атрибуты детектива имеются в необходимом количестве. Но сквозь всё это неизменно пробивается фон, на котором происходит действие — Пуаро. В некоторые моменты детективная составляющая вообще отходит на второй план, уступая авансцену личности Пуаро. Тут уж не знаешь на что смотреть, на манеры сыщика или на происки врагов правопорядка. Вроде как допрашивают главного подозреваемого и нужно ловить детали, а внимание привлекает носовой платок, которым сыщик пытается очистить садовую скамейку. А сколько всего можно вспомнить про удивительные усы!
Каким-то странным образом на экране происходит параллельное повествование о сыщике и о преступлениях. Одно другому не мешает. Ещё нужно понять чего на экране больше: личности великого сыщика или его деяний. Причём личность совершенно нестандартная для сыщика. Он не в состоянии не то, чтобы задержать преступника, а просто составить ему хоть какую-то трудность при задержании или преследовании. Ну как этот человек может быть любимцем масс? Запросто! Он берёт зрителя за живое не бицепсами, а серыми клеточками мозга.
Вот и получается, что симбиоз странного сыщика и стандартного детектива может дать совершенно удивительный результат. Главное — соблюсти пропорции.
Слово «сериал» довольно часто используется в качестве ругательства. В данном случае назовём цикл фильмов о Пуаро многосерийным фильмом. Прекрасным фильмом.
В главных ролях: Дэвид Суше, Хью Фрейзер, Филип Джексон, Полин Моран
Д.Мусатов