Качество в количество (Чайка, реж. Ю. Карасик)

Так получилось, что Чеховскую «Чайку» увидел весьма поздно и в виде фильма. Всё увиденное можно описать словами героини о том, что тяжело играть, одни слова, нет действия. Я не понимаю, чего может быть такого интересного в трагедии говорунов. Просто какой-то национальный спорт: кто больше наболтает и меньше сделает.

Сначала несколько слов о самом фильме. Мне кажется, что снимать фильмы по Чехову очень сложно. Чехов писал для публики образованной, утончённой. Для этой публики понятие «душевное переживание» не просто слова, а для некоторых это стиль жизни. Кино изначально рассчитано на более широкую публику и далеко не каждый зритель сможет понять, о чём это Чехов там бубнит. Как поступить режиссёру? Попробовать что-то переделать в Чехове и тем самым попытаться расширить потенциальный круг зрителей или оставить всё как есть и тем самым избавиться от большинства зрителей? Каждый выбирает свой путь самостоятельно. В данном случае режиссёра больше интересовал Чехов.

Я никогда не видел «Чайку» на сцене театра, но, судя по другим постановкам произведений Чехова, вариант фильма максимально приближен к сценическому варианту. К тому же очень чётко проступает сценическая манера игры актёров: чересчур громкое произнесение важных фраз, чересчур эмоциональные жесты. Понятно, что всё это должно было подчеркнуть всю сложность внутреннего мира героев, всю сложность эмоциональных переживаний, но на мой взгляд получилось нечто иное.

В театре нет возможности актёрам просто говорить и двигаться. Зрители задних рядов не смогут всё разглядеть и расслышать. Из-за этого актёрам приходится несколько избыточно громко говорить и махать руками. Данная манера театральной игры никого не смущает. В кино это не требуется. Камера может показать всё, что нужно и как нужно, микрофон не пропустит ни одного слова. Именно поэтому в кадре можно вести себя как обычному человеку, можно даже говорить шёпотом. Когда же человек в кино ведёт себя избыточно эмоционально, это выглядит странно.

В некоторых случаях это незаметно, но когда и слова и поступки сами по себе странные, то странная манера поведения усиливает ощущение нереальности происходящего. В данном фильме всё именно так и выглядит.

Основное место в фильме занимают разговоры и обиды. Герои постоянно обижаются друг на друга и на себя. Кое-кто, конечно, выглядит вполне приземлённо, но не они главные герои. Они нужны только для контраста. Автору. Основной массе зрителей они могут показаться точкой отсчёта, относительно которой нужно измерять странность главных героев. Странность у них одна: они не знают, почему всё не так как хочется, а потому они ищут виноватых.

Виноватые обязательно должны быть. Сами герои совершенно уверены, что все их мысли и поступки если и не гениальны, то по крайней мере они близки к гениальности. И этот шаг к гениальности им мешают сделать окружающие их люди. Эти окружающие люди не в состоянии понять гениальность вообще, а потому гений остаётся не у дел. Эти бестолковые люди из окружения почти гениев никак не поймут, что нужно гениям, чтобы сделать это вместо гениев. Кстати говоря, они даже не обращаются к гениям с достаточной степенью уважения.

Эти несчастные люди почему-то считают, что они не должны тем, кто считает себя гениями, ничего. А потому и ничего не делают вместо них. И вот эти почти гении вынуждены рассказывать друг другу про свою гениальность и душевные муки непризнания. А это нелегко, я бы даже сказал невозможно.

Причина проста и банальна, все они хотят, чтобы слушали именно их, при этом они сами слушать никого не готовы. И это не потому, что они капризные и самовлюблённые эгоисты, просто им очень много нужно сделать и они постоянно рассказывают о своих планах. Они постоянно готовятся к чему-то важному, что перевернёт жизнь всего мира, им не до мелочей.

Так проходят годы, годы в ожидании чуда и в строительстве планов. В попытке изменить окружающий мир эти почти гении совершенно не ориентируются в этом мире. Они даже не догадываются, что изменение того, чего не знаешь, невозможно. Это попытка построить идеальный мир, такой какой хочется видеть, несмотря ни на что. Но поскольку всё это происходит только на словах, то построить идеальный мир возможно только в голове. Как должны на это реагировать обычные люди? Те, которые строят реальный мир.

Для любого человека, который занимается реальными делами, странно выглядят попытки заменить поступки намерениями. Такие люди рассуждают просто: если нужно что-то сделать, то вставай и делай. Им непонятно, почему кто-то переживает оттого, что у него не получается перейти от слов к делу. Им непонятно, почему они разговаривают о необходимости действий вместо того, чтобы что-то сделать.

Мне кажется, что вся трагедия этих болтунов только в том, что им лень оторвать своё тело от стула. Им нравится страдать. Они не способны ни к чему. Так зачем нам их никчёмные трагедии?

Прекрасная возможность для лентяев, которые никак не доберутся до театра, посмотреть пьесу на экране.

В главных ролях: Алла Демидова, Юрий Яковлев, Владимир Четвериков, Николай Плотников, Людмила Савельева, Валентина Теличкина, Армен Джигарханян, Ефим Копелян

Д.Мусатов