Читать пьесы не очень интересно. Мало кто готов променять очередной детектив на «Дядю Ваню». Виною тому стиль изложения. Все эти ремарки и пояснения несколько сбивают с толку при чтении. Просмотр пьесы на сцене избавляет от этих неудобств, но разве возможно посетить все спектакли?
«Зойкину квартиру» я никак не собирался читать. Я уже пытался читать и смотреть пьесы Булгакова, но на меня они особого впечатления не произвели. Но тут мне попалось упоминание о том, что «Зойкина квартира» является прообразом Остапа Бендера, вернее, одно из действующих лиц пьесы стало основой для создания личности Бендера. Меня это заинтересовала. Бендер — лицо знаменитое, так откуда он взялся?
Якобы, прообразом Бендера стал Аметистов. Но помилуйте, зачем я потратил два часа на чтение этой странной пьесы? Кому в голову могло прийти подобное утверждение? Только любителям Булгакова, которым не нравятся Ильф и Петров.
Бендер больше, чем литературный герой. Он воплощение национальной мечты: чтобы всё у тебя было, но ничего за это не было. Он ничего не боится, он может ответить на все вопросы, он элегантен и никогда не сидит на диете. Бендер борется за идею, вся его жизнь — борьба. Деньги не являются для него конечной идеей, это только средство. К тому же потеря денег совершенно ничтожна по сравнению с потерей идеи. И для него не существует ничего невероятного.
Аметистов имеет только одно общее желание с Бендером - уехать за границу. Но разве этого достаточно, чтобы делать столь далеко идущие выводы? Что может быть общего с Бендером у мелкого жулика и труса? Аметистовых миллионы и их забывают на следующий день после встречи, а Бендер живёт десятки лет в умах миллионов людей. Бендеру нужна аудитория для проведения спектакля собственной жизни, Аметистов, как таракан, пытается спрятаться от мира и света, втихаря воруя у зазевавшихся граждан.
Можно ещё очень долго перечислять, почему Бендер и Аметистов не имеют ничего общего, но откуда вообще берётся желание притянуть друг к другу совершенно несхожие вещи? Человечество вообще очень тяжело отказывается от теории сравнения. Второй Шаляпин, третий Менделеев. Не готово человечество к появлению чего-то нового, очень консервативно человечество. Ищет во всём причинно-следственные связи. А иногда что-то появляется просто так.
Очередной раз имел возможность убедиться в неповторимости Остапа Бендера. Но на это пришлось убить два часа, но может оно того стоит?