Нет такой страны на карте мире, в которой бы не было своих собственных традиций кинопроизводства. Они могут отличаться от континента к континенту, но всегда существует два направления этих традиций. Первое всегда направлено на собственный, внутренний, рынок. Это то, что знакомо жителям страны и пользуется спросом. Второе — производство на внешний рынок. Как правило, это для международных кинофестивалей.
Такое разделение вполне логично. Чувство юмора, мера жестокости или понятие скромности может принципиально различаться уже в 100 километрах от границы. Как донести до членов жюри свою идею? Преподнести её в виде, максимально понятном и доступном.
Азиатское кино в чистом виде я не понимаю. Смотрю, но никаких эмоций нет. Слишком уж всё непонятно и требует тщательного пережёвывания. А вот экспортная продукция тех же стран воспринимается иначе. Обычно это оценивают как «Экзотично». «Сумрачный самурай» по моему мнению что-то среднее между внутренней и экспортной продукцией. Очень удачная попытка рассказать о внутреннем мире Японии европейскими средствами. Необычный опыт, но очень удачный.
Такого рода продукция помогает объяснить жизнь чего-то далёкого и непонятного без предварительной подготовки. Не нужно читать множество книг об истории нужного государства, о межрасовых и межклассовых отношениях. Просто смотрим и видим людей и их чувства.
В нашем случае кино о самурае, об этом несложно догадаться. В европейском понимании это машина, живущая по законам своего мира. Законы сложные и многочисленные. В кино успевают рассказать о законах, о технологиях их исполнения и внутренних мотивах. Авторы фильма настаивают на том, что самураи могут быть людьми.
Человек любит страдать. Никакого логического объяснения этому нет. Даже если есть возможность получить что-то быстро и просто, чаще всего человек выбирает длинный и сложный путь. Может быть японский человек не верить в лёгкую жизнь? А ещё человек никогда не говорит то, что думает. Он говорит то что должен. И уж совсем странно, что люди постоянно пытаются сделать кого-то счастливым, не обращая внимания на того, кого пытаются осчастливить. Эдакое счастье вопреки желанию.
Одним словом, если вам интересны человеческие странности с японским колоритом, то посмотрите это кино. Кстати, рейтинг Кинопоиска более 8 — это не просто цифра.
В главных ролях: Хироюки Санада, Риэ Миядзава