При просмотре этого фильма и многих других возникает вопрос: почему поведение объектов в кадре подчиняется законам не физическим, а финансовым? Вот падает что-то с неба и длительность скольжения по поверхности Земли зависит только от бюджета фильма. Вне зависимости от физики падающие предметы сносят горы и небоскрёбы, взрываются или не взрываются, останавливаются или скользят до главного героя. По поводу странного принципа функционирования космического корабля на воде у меня комментариев нет, мало ли что может быть в будущем. По поводу поведения космического корабля всё сложнее. Он как будто в вакууме, ничто не влияет на его траекторию, кроме сценария. Впрочем, это не важно, зрелищность и зрительский интерес важнее.
В «Притяжении» всё как обычно, бюджет разделён на компьютерную графику в начале и конце фильма. Ничтожные остатки попытались размазать на два часа фильма. Не очень удачно. Про отсутствие логики даже и говорить не стану, это блокбастер, в них это не принято. Но почему весь фильм построен на шаблонах? С самого начала ясно, что будет с отцом-полковником и кто спасёт Землю. Можно же было хоть немного из бюджета оставить на сценарий? И Меньшиков непонятно зачем там. Он артист характерный, а ему приходится играть замороженного солдафона. Единственное, что не вписывается в шаблоны — инопланетянин. Вернее то, что он как бы ожил в конце. По логике шаблонов он непременно должен был умереть, чтобы доказать нам, что мы можем быть лучше. С другой стороны он дёрнулся, когда корабль уже смылся с Земли.
Единственный забавный эпизод связан с ботаном, одноклассником героини, когда тот решил сделать переливание крови. Скорее всего этот персонаж, странноватый и явно влюблённый в героиню, должен был немного разбавить сюжет чем-то вроде юмора, но не получилось. А зря.
Что получается. Ничего, достойного похвалы нет. Но, этот фильм тем не менее примечателен. Он окупил расходы на своё производство. «Обитаемый остров» в прокате провалился, а он мне в принципе понравился. «Сталинград» окупился, но со смысловым наполнением уже были проблемы. «Притяжение» смысла лишён полностью и успешен в прокате. Г-н Бондарчук нашёл рецепт финансового успеха? Неужели он зависит от качества фильма?
Какой фильм хочет снять режиссёр? Хороший или успешный? Как оказалось, у нас в стране, эти вещи совместить невозможно. Выживают в прокате только тупые комедии и блокбастеры, пустые, как старая консервная банка. Перед авторами фильма с самого начала своей работы встаёт дилема, что снимать, хорошее кино или успешное в прокате. Нужно найти компромисс между качеством и успехом. Каждый решает для себя, в какую сторону сместиться. Я не готов осуждать их, но не выразить своё отношение к происходящему не могу. При таких вкусах основной массы кинозрителей дождаться приличного фильма будет нелегко, что огорчает. Радует возможность заработать на производстве российского кино.
Если кино будет приносить доход, есть потенциальная возможность создания киноиндустрии, что в свою очередь может привести к созданию российской школы кино. Меня бы и советская школа устроила, но её возрождение невозможно. Попробуем дождаться рождения российского кино. А пока на наших экранах будет компромисс между качеством и кассой.
В главных ролях: Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов, Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Михеев