Фильм снят по сценарию братьев Стругацких. В принципе, уже всё понятно? Эти два писателя постоянно, на профессиональной основе, мучают человечество, задают человечеству вопросы, на которые никто не в состоянии ответить. Я понятия не имею, знают ли они сами ответы на свои вопросы, но вопросы читать и смотреть интересно.
Немного про сюжет: есть источник бессмертия, которым пользуются для собственного удовольствия пять человек. Неожиданно про это узнаёт ещё один. Что делать? Убрать ненужного свидетеля или произвести небольшую ротацию кадрового состава? При этом старожилам этого мира и в голову не могло прийти, что кто-то может отказаться от бессмертия.
Жить вечно — накладно. Да и крайне неудобно. Представьте себе всю эту нервотрёпку сами. Нужно постоянно менять своё лицо, каждые пару-тройку десятков лет. Как это не неприятно, но пять раз в 100 лет всё нужно начинать сначала. Иначе не получится, как объяснить новому работодателю откуда такие глубинные познания? Он захочет получить некоторые справки с прошлого места работы и вдруг окажется, что ты там проработал 20 лет и тебе по прежнему только 35. Известность долгожителю вообще ни к чему. Быть известным полвека и не состарится — это кого угодно заинтересует. Получается, что для вечности нужно отказаться от постоянного места работы, постоянного места проживания, постоянных друзей, семьи. Практически ничего нельзя. Для чего тогда вечность?
Для мелких слабостей! Дегустация сосисек, любовные приключения или чтение детективов вполне для этого подходят. А вот изготовление домиков из спичек или коллекционирование марок не подходит, как вы объясните происхождение коллекции из миллиона предметов, когда успели? По миру покататься тоже не получится. Во-первых, вдруг не успеешь вернуться к моменту приёма препарата, а во-вторых, пока тебя нет, твоё место может занять кто-то ещё.
Получается, что амбициозному человеку с большими планами бессмертие получить не получится. Достаточно ему засветиться в мире и обратить на себя внимание, как он станет объектом всеобщего интереса. Политик с мировым уровнем или оперный бас неизбежно заинтересует публику лет через сорок максимум. А уж через сто лет и отмазки к пластической хирургии не помогут. Выследят завистники и пришибут, без сомнений. Есть только один приемлемый вариант — каждые сорок лет делать пластическую операцию для полного изменения облика и менять сферу занятий. Тяжело.
Но заманчиво. Сразу приходят всякие мысли о благе человечества и вселенной. Именно я смогу сделать мир счастливым, дайте только мне лет пятьсот, почти любой может подумать. Множество людей знают ответы на все вопросы мира, просто времени нет этим заняться. Если будет запас времени, то вполне возможно привести человечество к счастью. Да и самому прославиться. Смешно, правда?
Что же получается, чем мельче человек в своих желаниях и потребностях, тем больше у него шансов остаться в веках. Буквально. Невероятно, но факт. Вполне можно сделать вывод, что человечеству, да и вообще жизни, нужны в большей степени мелкие и незначительные люди. Именно они в большей степени приспособлены для длительного выживания. Чем меньше потребностей в изменении окружающего мира, тем больше шансов остаться в живых. Жизнь в засаде может принести вечность. Но нужно ли это?
Жить в одиночестве, постоянно ждать и страшиться заговора, отказать себе в нормальном человеческом общении, к тому же нужно быть готовым защищать своё сокровище до последнего — оно вам нужно? Тот кто ответит положительно скорее всего не сможет понять отказавшегося. Как объяснить, что жизнь не стоит того, чтобы разменять её на сидение в засаде. Есть масса интересных дел, которые нужно успеть сделать за обычную человеческую жизнь.
Я лично не знаю, хочу ли жить вечно. Стругацкие тоже не дают однозначного ответа. Каждый решит это для себя сам и что-то мне подсказывает, что окружающие про этот выбор не узнают.
Кино имеет интересный замысел, но проигрывает во всём остальном. В какой-то степени кино держится на актёрской игре, состав просто великолепен. На любителя фильм.
В главных ролях: Лембит Ульфсак, Олег Борисов, Станислав Садальский, Наталья Гундарева, Владимир Зельдин, Александр Пашутин
Д.Мусатов