Кошелек за углом (Человек с поезда; реж. П. Леконт)

Кошелёк за углом очень хорошо описали Ильф и Петров в «Золотом телёнке». Человек безусловно может быть создателем своего собственного счастья, но, к сожалению, не всегда. Ожидание запланированного счастья может очень даже задержаться. Через много лет о нём можно забыть вовсе. Или всё-таки такое не забывается?

Человек склонен к ностальгии. Порыться в памяти при подходящем случае, послушать музыку из далёкого прошлого, вспомнить о любимых вещах. Это даёт некую надежду, что всё прошедшее время прошло не зря. Было там что-то, что вспоминается и греет душу. Было там что-то, что даёт право надеяться на то, что жизнь прошла не зря. Только всегда есть в жизни каждого человека что-то неприятное. То, что вспоминать не хочется и то, что совершенно неприлично вытащить наружу при посторонних. Однако, человек удивительно хорошо может приспособиться к любым условиям, что-то неприятное постепенно можно вытолкать из памяти или пристроить неприятности в самый дальний угол памяти, и тогда будет вообще хорошо.

Это вполне себе классический случай. И хотя исключения редки, они случаются. Может сложиться так, что к закату жизни человек хочет что-то вспомнить, а нечего. Много чего было, но всё одинаковое, всё одно и то же, циклично через всю жизнь. Вся жизнь превратилась в карусель, всё крутится и едет, но на одном месте.

Это может быть законопослушный обыватель, в одиночку доживающий последние дни. Это может быть гангстер, задумавшийся о том, когда будет его последний поход за удачей. Если они встретятся, есть им о чём поговорить? Один всю жизнь отказывал себе в своих совершенно неприличных желаниях, другой всю свою жизнь не обращал внимания на окружающих. Один всю жизнь томился от несбывшихся и даже забытых желаний, другой как чудо воспринимает домашние тапочки. Далеки они друг от друга или есть у них что-то общее? Оба они хотят на покой, это общее. Только покой у каждого свой, в этом разница.

Фильмов, в которых самым главным являются разговоры, много. Есть режиссёры, которые пытаются совместить это со морем крови. Тщетно. Естественно, разговоры много раз пытались совместить с сексуальными отношениями. Смешно. Это происходит во всём мире. Но мне кажется, что только европейские режиссёры освоили разговорный жанр в полной мере. Большая часть фильма занята диалогами и молчанием. Активных действий мало. Это фильм о двух мужчинах, совершенно разных и очень похожих. Их встреча случайна, но совершенно естественна. Им есть о чём поговорить, у них много невысказанного, но может быть самое главное в том, что им есть о чём помолчать. Каждый по своему удачно исполнил всё, что от них требовали окружающие, но каждый не получил кошелёк за углом. Всё получилось не так, как виделось в начале пути.

У них есть шанс всё начать сначала. Времени осталось не так уж и много, но кто думает о том, что может сорваться в пропасть, подходя к Эвересту? Возвратившаяся надежда стоит того, чтобы начать сначала.

Прекрасная игра актёров, удачная музыка, сюжет из жизни, почти. Фильм для спокойного просмотра после трудной недели.

В главных ролях: Жан Рошфор, Джонни Халлидей.

Д. Мусатов