Кто порол унтерофицерскую жену (Инкогнито из Петербурга, реж. Леонид Гайдай)

И в творении Гоголя и в творении Гайдая для меня остался невыясненным вопрос: всё-таки пороли или нет унтерофицерскую жену. Некоторые вещи человек может делать всю свою жизнь, учиться или собирать марки. Некоторые вещи могут оставаться загадкой навсегда. К порке жены можно добавить загадочную русскую душу.

Есть загадки другого рода: как Гоголю удалось написать пьесу, актуальность которой не теряется на протяжении сотен лет? Порку, конечно, отменили, но во всём остальном очень много похожего. Достаточно сменить партикулярное платье на пиджаки от Армани, а дрожки на Ауди, и как-будто всё это было вчера.

У меня есть предположение, что специально сделать творение на века крайне тяжело. Такого рода подход предполагает заглядывание вперёд, обращение к тому, что будет интересно людям всегда. Это очень тяжело. Даже писатели-фантасты 20 века не смогли угадать всё то, что происходит сейчас, в 21 веке. Мне кажется, что великие творения получаются только тогда, когда авторы смотрят в прошлое. Для решения сложнейшей задачи остаться в веках, нужно просто задаться вопросом: а что волновало все предшествующие поколения. Разумеется, простой вопрос никак не подразумевает простого решения. Но я совершенно уверен, что человек не меняется на протяжении многих лет. Если имеется какая либо отличительная черта на протяжении нескольких веков, то скорее всего она останется ещё на пару сотен лет. Никак невозможно мгновенно изменить всё.

Вся пьеса Гоголя состоит из характерных мелочей, которые тянутся за нашим обществом вот уже многие века. Очень хочется, чтобы всё описанное представлялось как анахронизм, но увы. Что-то мне подсказывает, что я и на пенсии не забуду эту гениальную пьесу.

Что же представляет из себя экранизация русской классики в исполнении Гайдая? Прежде всего это актёрский состав. Даже на ролях третьего плана играют звёзды советского кино. Это неудивительно, кто же откажется сыграть в беспроигрышном варианте: Гоголь + Гайдай? Фильм называется не «Ревизор», хотя отступлений от оригинала практически нет. При смене названия можно было бы ожидать некоторых оригинальных поворот в фильме, но их нет. Всё сделано в классической манере.

Хорошее кино — это всё, что можно сказать о фильме. Никаких разочарований и откровений от него ждать не нужно.

В главных ролях: Анатолий Папанов, Сергей Мигицко, Вячеслав Невинный, Анатолий Кузнецов, Леонид Куравлёв, Нонна Мордюкова, Ольга Анохина, Олег Анофриев, Леонид Харитонов

Д.Мусатов