Любить и быть любимым (Монолог, реж. Евгений Габрилович)

Жил-был один человек. Примерно так можно описать начало фильма. Он жил один. Очень давно. Когда-то у него была жена. А потом она ушла. Он остался один. Сколько таких людей живёт во всём свете? Некоторые из них мечтают о другой жизни, с большой семьёй, с вечерами, которые наполнены шумом и гамом. Некоторых вполне устраивают тихие вечера наедине со своим любимым делом. Можно, например, оловянными солдатиками заниматься. Очень интересно.

В любом случае и тем и другим вполне комфортно. Первые надежду на будущее сделали своим сегодняшним и завтрашним днём. Они уже давно ничего не хотят, а только наслаждаются тем, что они думают о том, что они ждут завтрашнего счастливого дня. Сегодня для них не существует, они живут только тем, что ждут завтра. Это вроде длинной и не в меру затянувшейся игры. Вторые просто живут. По-другому они не умеют. Такие люди, как правило, чем-то сильно заняты по жизни. Могут быть учёными или писателями, не важно. Важно, что работа забирает у них почти всё время и им некогда думать о всяких мелочах.

И те и другие не собираются ничего менять, по крайней мере по собственной воле. Но что будет, если кто-то совершенно посторонний решит изменить жизнь холостяка со стажем? Может быть жаждущий семейного уюта умчит без оглядки, а молчаливый одиночка превратится в надёжного отца семейства? Неизвестно, пробовать нужно.

Кино о том, как в жизни одинокого, ничего не желающего холостяка, появилось разнообразие. Он уже успел построить размеренную жизнь с устоявшимися привычками и ничего не собирался менять. Но оказалось, что у него есть дочь. Не маленькая, вечно плачущая девочка, а вполне себе невеста на выданье. Бежать? Поскольку наш герой ничего не умел, кроме как ходить на работу и заниматься оловянными солдатиками, он растерялся.

Он не убежал, но и не знал, что теперь нужно делать. Главным руководством к действию оказались детские воспоминания и бормотания домработницы. Но и этого хватило. Потом дочь исчезла и появилась внучка, причём без матери. Пока дочь героя металась и искала неведомое счастье, дед растил внучку, один. Потом и внучка собралась замуж.

Человек ничего не хотел, просто вставал шёл на работу, читал книги. Он не искал ничего нового. Размеренный порядок, отсутствие неприятных сюрпризов настраивали на удобство и комфорт. Нужно ли это менять на суету и непредсказуемые повороты судьбы? Он и не собирался ничего менять, всё произошло безо всякого его участия. Если человек не идёт навстречу жизни — жизнь иногда приходит к нему сама.

При таком кардинальном изменении не всякий решится принять всё новое как данность. Принять и начать жить по-новому, с новыми обязанностями и радостями. Герой фильма отнёсся ко всему очень ответственно.

Трудно остаться таким же, каким был, после кардинальной смены образа жизни. Не всякий способен. Фильм — наглядное пособие. В течении небольшого промежутка времени можно оценить, что это такое, новая жизнь.

В фильме удивительно реалистично выглядит жизнь человека. Схематично, но наглядно. Я не знаю лучшей роли Михаила Глузского. Не знаю, как у него сложилась жизнь в реальности, но в кино он совершенно органичен. 20 лет жизни как одно мгновение.

Смотрите и думайте. Что такое счастье, что такое любовь, что такое быть лишним. В фильме не один герой, несколько. Можно со стороны взглянуть на разных людей и разное поведение. Со стороны иногда полезнее, чем годы наработки собственного опыта. Можно не соглашаться, но для общего развития весьма полезно.

В главных ролях: Михаил Глузский, Маргарита Терехова, Марина Неёлова, Станислав Любшин

Д.Мусатов