Любовь за деньги

Всё началось со статьи: Венгерский искусствовед нашел потерянную 90 лет назад картину в кинофильме http://lenta.ru/news/2014/12/01/vengerskiyiskusstvoved/.

Нашли картину и её стоимость возросла на порядки. Как это может быть? Одна и та же картина сначала вообще никого не интересовала, её место было в чулане, потому, что даже мышам не интересно грызть неизвестно что. И вдруг — чудо! В одно мгновение она стала произведением искусства. Отчего это? Просто от того, что стал известен автор.

Ещё раз по-порядку: картина никому не нужна без известной подписи. Она вообще никого не интересовала, пока не стал известен автор. Получается, что известностью и популярностью пользуются не произведения искусства, а их авторы? Это их имя возрастает в цене или низвергается в бездну падения цены на аукционах. Безусловно, это всё относится к современному искусству, где от мазни к гениальности всего одно движение, автограф автора.

Некие закорючки ровным счётом никому не нужны без имени. Как можно что-то определить из бессмысленного сочетания геометрических фигур и брызг краски. Но надев на глаза специальный фильтр под названием «Великий автор» всё меняется, как по волшебству. Закорючки и зигзаги моментально превращаются в гениальную игру форм и цвета. Таких форм на любом блошином рынке в огромном количестве, но нужны только специально отобранные, с именем.

Имя это заполучить непросто. Потому, что теория хаоса сложна в понимании. Кто-то непременно получит известность. Но уже после смерти. Мне почему-то кажется, что основная масса знаменитых художников современного искусства стала таковой после жизни, это раз; они непременно должны иметь богатое наследство, это два. Есть исключения, но их немного. Посмотрите на цены полотен, примерно 99.99% дорогих картин - это полотна умерших авторов. Что же это такое?

Мне представляется, что искусства здесь нет и в помине. Разумеется, все они, авторы этих картин, как минимум, рисовать умели. Но чем хорош умерший непризнанный художник с богатым художественным наследием? Ему не нужно платить гонорары. За копейки, меряя картины на вес, можно купить сотню закорючек, отложить их в сторонку и начать бизнес. Только бизнес.

Нужно раскрутить какую-то интересную историю жизни, привлечь несколько искусствоведов с именем, в общем начать подогревать интерес. Потом объявить, что автор перед смертью все работы съел, как вариант. Короче говоря, сейчас маркетинг отточен до совершенства, подогреть интерес можно ко всему. И, не спеша, по одной вытаскивать картины на аукционы, к покупателю.

Покупатели у нас в основном кто? Правильно, люди богатые. Близкие к деньгам и далёкие от художественных школ. Нужные «консультанты» объяснят, во что вложить деньги и вуаля! Вроде и обмана нет, запущенный процесс ротации предметов художественного торга практически не даёт сбоев и обеспечивает постоянное удорожание всего, что когда-то и кем-то признанно стоящим того.

Просто бизнес. Он работает безупречно. Денежная масса растёт непрестанно, благо печатные станки круглосуточно печатают банкноты во всех странах мира. Всё больше миллионеров, а куда им девать свои деньги? Не все готовы использовать их в качестве туалетной бумаги. И вот им навстречу мчат «открыватели нового искусства», а за ними колонным грузовиков с новыми шедеврами. Ещё недавно они были куплены на вес, почищены и переоценены.

При этом никто не заморачивается с самими картинами, достаточно того, что у них есть автор. Его имя становится раздражителем и опустошителем кошельков и банковских счетов. Покупателям всё равно, что на картинах, хотя некоторые из них даже глянут на свои покупки в процессе владения, главное, чтобы они дорожали день за днём. Они покупали не картины, а процент удорожания на вложенные средства. А для этого содержимое не важно, нужно только имя.

Непонятно только причём здесь «искусство», «живопись», «художник», давайте называть вещи своими именами — бизнес.

Д.Мусатов