Маленький человек и Большая история (Жила-была одна баба; реж. А.Смирнов)

Для того, чтобы получилось кино нужно, выполнить массу действий: написать сценарий, подобрать актеров, найти места для съемок... Но начинается все с идеи, с замысла. Но фоне последних фильмов история про русскую бабу выглядит фундаментально. Революция, дети, любовь, страх, все здесь постарались нарисовать. Стоит разобраться, как это получилось.

Два слова про сюжет: немного до революции 1917 года, немного после. Основное действующее лицо ― женщина. История и женщина. И вот тут начинается путаница. Не понятно, про что кино. В основном  рассказывается про судьбу одного человека, которого тянет за собой круговорот жизни. И нет у этого человека желаний, кроме одного, чтобы оставили его в покое, чтобы дали просто жить, жить для себя и для близких людей. Но не бывает все так просто. Вокруг жизнь не просто кипит, плещет через край.

Эту жизнь тоже решили как-то показать. В эти моменты авторы забывают про маленького человека и начинают рисовать грандиозную картину большого народа, с большими страданиями, с большими мечтами. И теряется баба, растворяется. В эти моменты её жизнь становится неважной. В эти моменты авторы совершают странные и необъяснимые повороты сюжета. С точки зрения объяснения глобальных процессов ― это нормально. Но вот насколько это нужно для объяснения поворотов жизни одного единственного человека? Постоянно приходится себе объяснять себе, как зрителю, о чем это сейчас у нас кино.

Впрочем, и рассказ о человеке и рассказ о стране получается неплохо. Получилось заглянуть в душу человека и охватить массовые  волнения. Только все понемногу. Хронометраж ленты явно не дал возможности авторам сказать всё то, что было задумано. Этот фильм явно тянет на несколько серий. Из всего того, что авторы хотели сказать, по-моему были выдернуты некоторые ключевые моменты и как-то попытались оставшиеся кусочки логически связать. Но самые большие проколы фильма именно в этих логических связях. Их трудно назвать глубоко продуманными, в основном они смотрятся случайными.

Гораздо лучше получилось у авторов показать взаимоотношения  бабы и её мужчин. Их было несколько. Кто-то был неизбежностью, кто-то стал счастливой случайностью, но каждый из них оставил глубокий след в её жизни. Сама баба не задумывалась о своих эмоциях. Основой её поступков было по большей частью инстинкты. Впрочем, вся жизнь бабы была инстинктивной. Не читала она Фейербаха и Лермонтова, что впрочем жить ей не мешало. Спокойно спать ей не мешало отсутствие четкого понимания роли крестьянства в развитии революционного движения. Впрочем, большая часть народонаселения вполне разделяли её взгляды на жизнь.

Трудно сказать, что ей больше нужно: свободы или семьи. Нет детей — вроде как и не нужны; есть мужик — найдем ему применение. Она принимала жизнь в том виде, в котором она к ней приходила. Просто принимала, не пытаясь изменить, а только приспособиться к ней. Всё это принимает странный вид активно-пассивного существования. И именно это пробуждает сочувствие и интерес к фильму.

Собственно, это основные эмоции. Можно перейти к фактам. Фильм идет два с лишним часа. Но в принципе они проходят незаметно. Актрису, играющую главную роль, как мне кажется я видел в первый раз. Смотрится она весьма колоритно, я не представляю ее в городском сериале. Возможно это прекрасное перевоплощение. Но если она выглядит естественно, то шансов ее увидеть во второй раз невелики. Нет у нас потока фильмов про дореволюционную деревню, а соответственно нет и работы. Есть актеры в фильме, которые уже знакомы практически любому. В целом, за исключением пары случаев, актерский состав подобран очень хорошо. В последнее время можно встретить, когда актеры попадают в фильм не потому, что так будет правильно, а из-за звездного статуса. Здесь все сделано по-уму.

Хорошо передан сельский колорит. Я не знаток сельского образа жизни начала 20 века, но отсутствие красных расшитых сарафанов в поле во время работы как-то радует. В последнее время все больше костюмы из гардероба ансамбля Бабкиной составляют основу российского сельского сериала. Разговаривают актеры очень похоже на фильмы 30-х годов. Видимо, исторически правильно.

Фильм достоин просмотра.

В главных ролях: Дарья Екамасова, Алексей Серебряков,  Владислав Абашин, Максим Аверин.

Д.Мусатов