Масштаб события (Происшествие, которого никто не заметил, реж. Александр Володин)

Кино СССР 60-х годов каким-то неуловимым образом похоже на французское кино. Что-то неуловимое совсем немного придаёт иностранный шарм вполне отечественным фильмам. Может быть именно в это время политическая оттепель дала течь в советском холодильнике эмоций. На место общественным устремлениям немного подвинулись эмоции одного человека, личности. Позже тоже были отличные фильмы и про строительство огромных плотин и про незадачливых путешественников в новогоднюю ночь, но именно в 60-х это получалось как-то мило и трогательно. Авторы учились работать с единицами на экране, этого не хватало на фоне грандиозных общественных идей.

Этот фильм один из таких милых проб описания личностных переживаний. Девушка хочет найти хорошего человека и выйти замуж. Для грандиозного творения, запечатлевающего вехи истории, это никак не годится. Это пошло, мелко и незаметно. Спрятанная скромная улыбка не идёт ни в какое сравнение с Невской битвой или Полтавой, это событие не для истории. Но что важно для истории?

Страна состоит из людей. Можно за лесом и не заметить деревьев, однако именно из деревьев состоит лес. Совокупность деревьев видна издалека, каждое дерево можно разглядеть только с близкого расстояния. Любая девушка в 9 часов вечера, просматривая программу Время, в течении 30 минут болеет за мир и социализм однозначно и бесповоротно, но вот в остальное время, особенно во сне, она может выходить замуж, мчать с принцем на белом коне, а может и за принцем. Она занимается обустройством своей личной жизни, своего личного счастья.

Так получается, что человечество готово жертвовать чем угодно для всеобщего счастья, кроме своего собственного. Очень хочется обывателю у себя дома создать свой собственный филиал рая. На партсобрании можно хором скандировать лозунги, чувствуя плечо соседа, но если дома уже три недели течёт кран и некому его отремонтировать, то скандирование не даст большого удовлетворения.

Женщины особенно склонны к созданию семейного гнезда. Так было во все времена и это замечательно. Очень скучно постоянно жить в стандартных гостиницах и есть в стандартных столовых. Каждый дом индивидуален и неповторим. И если девушка приблизилась на один шаг к своему счастью, разве это сравнится с засухой в Африке?

Она получает удовольствие, она светится от счастья, кому от этого плохо? Она в состоянии сделать счастливым ещё одного человека, ему просто нужно согласится. Вот немного про это кино. Насколько это значимо и интересно? Всё познаётся в сравнении.

Кино наполнено крупными планами мелких фактов и событий. Очень удачно сняты улыбки, разочарования и вздохи. Если вам в школе нравилось смотреть в микроскоп, то понравится и этот фильм. Главное — не смотреть это кино на бегу, между варкой пельменей и поисками чистых носков. Нужно спокойно сесть и посмотреть. Нужно отвлечься от кризисов и курсов валют, нужно погрузиться в пучину личностных праздников.

Крайне рекомендую этот фильм к просмотру после сложного трудового дня, но детям он может не понравится. Впрочем, некоторые из особо продвинутых девочек вполне смогут его оценить.

В главных ролях: Жанна Прохоренко, Виталий Соломин.

Д.Мусатов