Многосерийная жизнь

Сериал — величайшее изобретение человечества и несравненный убийца свободного времени. Появившись на экране однажды, он остался на нём навсегда. Это я говорю в прямом и переносном смысле, потому как некоторые сериалы сопровождают по жизни целые поколения. Кстати, может это кому-то жизнь продлит, ну как помереть раньше, чем закончится сорок девятый сезон.

Есть сериалы дешёвые по всем показателям: жиденькие декорации, никчёмный сценарий, случайные актёры. Есть сериалы по своему профессионализму сопоставимые с хорошими фильмами. Есть сериалы на несколько серий, а есть на несколько лет. Насколько хорошо сохраняется сериал с годами?

Всем известно, что вечно свежего ничего не бывает. Рыба, даже та, которая никогда не покидала морозильника, поздно или рано становится несъедобной. Срок жизни есть даже у камней. Мне кажется, что и сериал с годами теряет свою свежесть и даже может находится присмерти. Любой нашумевший сериал всегда начинает с оригинальной идеи. Например, мафиози на приёме у психоаналитика. Свежие и необычные идеи в хороших руках плавно превращаются в популярные сериалы.

Появляется сценарий, приходят актёры, начинаются съёмки. Всем всё интересно, зрителям нравится смотреть, актёрам нравится свалившаяся слава, сценаристам нравится выискивать новые обороты сюжета, а бухгалтерам нравится считать прибыли. Но идут годы и появляются новые сезоны. Писать сценарии с каждым годом становится сложнее и сложнее. Сами подумайте, насколько интересно зрителю день за днём смотреть на разговоры у психоаналитика, ну что там может быть новенького каждую серию. Года за три можно переговорить практически все темы, а ходить кругами по одним и тем же темам зритель не особо любит. В принципе-то конечно можно, но тогда, увы и ах, придётся расстаться с титулом Культового Сериала. Сценаристы начинают нервничать и временами заниматься полной ерундой. Их можно понять, ситуация сложная. Приходится им, просто приходится, разбавлять сюжет всякой ерундой, потому как фантазия уже иссякла.

Артистам это не нравится. Во-первых некоторым уже не нравится, что все забыли про их великолепного Гамлета в школьном кружке и помнят только содержателя борделя, а во-вторых, как правило, с претензиями о некоторых странных поворотах сюжета зрители почему-то обращаются не к сценаристам, которых большинство зрителей даже ни разу не видели в лицо, а непосредственно к исполнителям. И чем больше снимается серий, тем меньше становится простого восторженного визжания и всё больше становится претензий и вопросов. Кому же это понравится?

Только бухгалтеры продолжают радоваться ручейку поступающих денег, правда уже вполголоса, потому что доходы падают. Но расходов уже почти нет, декорации давно изготовлены, костюмы давно пошиты, живи и радуйся. Но радуются только бухгалтеры. Всем остальным уже скучно.

Это касается почти любого сериала: после третьего сезона начинаются странные вещи. Вместо эмоций приходят истерики, сюжет пытаются заменить намёками и предчувствиями. Полная дурь выдаётся за неожиданные обороты сюжета и для пущей важности пытаются найти и использовать в дело детские страхи и недержание. Кто-то может подумать, что это для интереса зрителя? Нет, просто сценаристы исписались.

Может и есть такие сериалы, в которых качество литературного материала не падает с годами, но я такого не встречал. Невозможно хранить рыбу десятки лет, а сценарии к сериалу писать десятки сезонов без падения качества. Любой родник поздно или рано иссякнет.

Любой сериал имеет своего зрителя. Большая часть из них смотрят сериал до последней серии, но получают ли они одинаковое удовольствие от просмотра первой и последней серии? Некоторые даже облегчённо вздыхают, когда сериал заканчивается, сил бросить нет, но и силы смотреть заканчиваются. Единственно, кого можно понять, это получатели материальных выгод от сериала. Вполне естественно, что они выжимают прибыль по последней возможности. Но я бы законодательно запретил сериалы выпускать продолжительностью более пяти сезонов. Зачем мучить актёров и зрителей.

А пока продюсеры пытаются из каждой идеи получить по максимуму, это есть их прямая обязанность, зрители страдают, не в силах бросить просмотр, а телекомпании имеют полностью заполненную сетку вещания.

Д.Мусатов