Не перевелись ещё на просторах страны желающие снимать кино не для всех. Кстати, не совсем понятно, что это такое. Это когда большинству зрителей фильм не нравится? Благо, рецепт уже давно известен: побольше проблем и чёрного цвета. Без этого нет артхауса. Не в состоянии человек воспринимать серьёзность ситуации без мрачного окраса. Только поковырявшись в самых мрачных уголках человеческой души, мы в становимся в состоянии серьёзно относиться к жизненным коллизиям.
Фильм Елена снят по всем классическим канонам: мрачные мысли, мрачные дела. Честно говоря, я так и не понял, о чём этот фильм. Сюжет прост, один человек убивает другого ради третьего. Можно считать, что данное кино о добре в его самом чистом виде, когда всё отдано одной единственной цели: чьё-то счастье. И если ради этого придётся кого-то убить — не вопрос, потому что оно того стоит.
Главные действующие лица фильма: муж и жена пенсионного возраста. Встретились они поздно, у каждого была целая жизнь за плечами и дети. Он — олигарх, она — из нищих коммуналок. Их дети по своей сути обычные прожигатели жизни. У женщины сын с атрибутами полного быдла и желанием вытянуть у матери все деньги, у мужчины дочь, с налетом артистичности и показушным желанием свободы. Женщина решила пристроить никчемного внука в ВУЗ на деньги своего супруга, но он отказал, и за это она его убила. Вот и всё.
Казалось бы, сколько всего можно закрутить вокруг подобной ситуации. Фильм, как и положено фильму не для всех, содержит целый набор символов: живые птицы, мёртвые лошади. Простор для воображения. Но вот нормальному человеку всё это без нужды. Ему только нужно понять, кто герой положительный, а кто отрицательный. А тут с этим проблемы. Тут у нас банка со скорпионами, которые друг друга стоят.
Вроде симпатии должны быть на стороне убитого, но за что его жалеть? За дочь, которую интересует только наследство, за то, что его жена больше походила на домработницу? Или может за то, что мнит в себе судью человеческих пороков? Непонятно. Женщину тоже не жаль. Убить человека за несколько пачек денег в сейфе, даже не пытаясь думать на шаг вперёд о всех его накоплениях — это похоже на состояние полной безмозглости. Нежелание видеть своего сына в реальности — что это? Она напоминает безмозглого робота, запрограммированного на обеспечение счастья одного субъекта, несмотря на возражения всего остального мира. За что их всех жалеть?
Впрочем, это не главное. Главное в том, что кино не для всех снова ставит вопросы мне лично. Именно 2 вопроса: почему кино не для всех обязательно должно быть о дерьме и почему кино не для всех не расскажет о каких-нибудь положительных качествах человека? Даже добро в этих фильмах имеет привкус крови.
Может потому, что нормальному человеку присуще стремление к счастью и радости, а демонстрируемое показное желание мрачности и безвыходности должно подчеркнуть придуманную исключительность?
Фильм нужно посмотреть, для сравнения.
В главных ролях: Андрей Смирнов, Надежда Маркина.
Д.Мусатов