На поводу у эмоций (Человек дождя; реж. Б. Левинсон)

Каждому приходилось чего-то очень долго ждать. Проходят годы, многое было положено на алтарь ожидания. Финиш уже где-то на горизонте, но дойдя до горизонта ты видишь, что результатами твоих трудов воспользовался кто-то другой. Каковы ваши эмоции? Разумеется, всё зависит от конкретного человека, но практически никто без хоть каких-то чувств проглотить это не сможет.

Герой фильма — человек эмоциональный. Одновременно скрытный и проявляющий много внешних эмоций. Он стесняться в выражениях не стал. Самым главным было не то, что было результатом, а наличие самого результата. А его отобрали.

Откуда внутри нас появляется злоба, любовь и равнодушная лень? Как управлять этим генератором чувств? Сколько злых слов могло бы остаться где-то далеко в лабиринтах коры головного мозга. Сколько бы слёз не появилось на щеках любимых женщин? Никто не ответит на этот вопрос. Уже хотя бы потому, что никто не знает будут ли они вообще.

Разумеется, очень часто человек после злобной тирады вполне может почувствовать раскаяние или даже чувство стыда, но это будет после. После того, как были разбиты тарелки и семьи, после того, как расстались врагами. Конечно, как говорит поговорка «лучше поздно, чем никогда», только вот нужно ли нам всё это?

Не проще ли жить в мире с более или менее контролируемыми реакциями на внешние раздражители? В ответ на неудачную фразу никто не пошлёт куда подальше, а просто и доходчиво объяснит всю нелепость произнесённого. А вы вместо чувства стыда почувствуете острую необходимость запомнить это на всю оставшуюся жизнь. Красиво и приятно. Самое главное, что в маршрутке водитель начнёт собирать деньги с вполне любезными оборотами.

Это будет началом великой эры всеобщего братства и любви! Хотя минуточку, вот про любовь-то я и не подумал. Есть одна небольшая неприятность: причины появления любви также неизвестны, как и появление злобы. Почему только одна из миллиона проходивших мимо девушек может притянуть твой взгляд и заставить поперхнуться неоконченной фразой?

Неожиданное, но приятное чувство — любовь. Разумеется, кому-то в результате хочется морду соседу набить, но основная часть пишет стихи и всякие глупости на асфальте. Без неё некому было бы читать сонеты Шекспира и покупать цветы. Представляете, какого количество налогов в результате отсутствия любви может лишится государство?

Герой фильма в конечном итоге получил чувство привязанности и семьи. Это, конечно, не всепоглощающее великое чувство, способное завертеть в обратную сторону вселенную, но тоже неплохо. По крайней мере он теперь не чувствует себя всеми брошенным, он кому-то нужен. Для него это новое чувство дало новые впечатления, вполне приятные и совершенно неожиданные.

Как вы думаете, что бы этот герой фильма ответил на вопрос о необходимости контроля чувств? Что гораздо важнее: возможность уничтожить гнев или потерять любовь? Я вот не смогу ответить на этот вопрос.

Фильм не об этом, просто навеяло.

В главных ролях: Дастин Хоффман, Том Круз, Валерия Голино.

Д. Мусатов