Что есть жизнь человечества? По каким законам она идёт и чем закончится? Кто знает... Но предположения имеются.
Салтыков-Щедрин думал над этим явно не один день. Результатом всех раздумий стала весьма развёрнутая теория о начальстволюбии. Весь народ так и желает только одного — начальства. Он его любит, холит и лелеет. А если начальства нет — чахнет и хиреет. Собственно про это книга и написана.
Сразу нужно оговориться, что теория эта рассматривается не на всём народе, а на отдельно взятом городе, Глупове. Подходящее название, как-то сразу настраивает на определённый лад. На протяжении многих лет служащими архива города велась своего рода летопись, а именно запись всех значимых событий города. Естественно, основное место принадлежит деяниям градоначальников. Их приход, уход, поступки и слова. Но вот какая интересная штука: ни одного путного градоначальника так и не оказалось в городе.
Читая книгу, я постоянно удивлялся, как же можно напридумывать столько разных глупостей? Как можно описать всякий бред, который по мнению автора находится в головах градоначальников. Откуда всё это?! Да судя по всему из жизни. Если после прочтения подумать немного и откинуть налёт сказочности, то получается вполне ясная и простая картина. Но неужели у нас столько глупости?
Или что-то ещё? Как-то напрашивается идея, что по мнению автора во власть идут люди, которые больше ничего делать не умеют. Ну вот не вышло из гражданина писателя или кузнеца, куда ему податься? Руководить. Это проще всего. А ещё если есть у тебя навязчивая идея, и хочется её в жизнь пристроить, да никак не получается, что делать? Стать начальником.
Он в Глупове может всё. Не дано ему законом новые законы писать, да только за исполнение всех существующих тоже не особо спросят. Главное, чтобы недоимок не было. Может быть либералом, может быть сатрапом, всё сойдёт с рук великому и ужасному начальнику. Причём сам автор говорит про всё это как-то печально, вроде как подобный порядок вещей установлен уже навсегда. Как и все жители. Они совсем не знали, зачем нужен градоначальник, но без него жизни своей не мыслили.
Впрочем, ничто не мешало жителям время от времени заниматься тем, чтобы придумывать что-то от себя для создания образа градоначальника и верить в это. Например, если начальника видно редко и мысли его не ясны, или если говорит много, но так, что понять совершенно невозможно. Начальники же про народ ничего не домысливали, ни к чему это. Народ должен просто исполнять. Хорошо, что начальство вообще знало о своих верноподданных.
Начальство в книге совершенно разное. Аристократы, прожектёры, но несмотря на столь различные способы руководства и манеры общения народ реагировал одинаково на всё и в глубине души оставался одинаковым: леноватым и глуповатым. При первой же возможности он бросал всё и ждал у моря погоды. Или караваев. Причём принести их, в случае, когда народ в это сильно поверил, должен был непременно градоначальник. Соответственно, народ обижается, если не получал ожидаемого. Получается, хорош тот начальник, который сможет занять свободное время своих подчинённых и избавит их от ненужных мыслей. Какой-то совершенно немыслимый симбиоз начальников и подчинённых.
С одной стороны — градоначальники паразитируют на своих горожанах; с другой — они вносят смысл существования граждан. Но тут тоже не все просто. Если немного просвещать жителей, не сразу, и понемногу за раз, может им и придёт в голову мысль о целесообразности начальников вообще и данного в частности. Но кто это сделает? Сам градоначальник? Сомнительно. А горожанам и так хорошо. Забавно получается: нам плохо потому что нам хорошо.
Книга принесёт удовольствие, если хватит терпения не бросить чтение сразу.
Д.Мусатов