Начало и конец круга (Весна, лето, осень, зима... и снова весна; реж. Ким Ки Дук)

Жизнь человека — отрезок. Жизнь человечества — круг. Как это совместить? Человек европейский никак и не пытается этого. А вот человек восточный не может всё это оставить на произвол судьбы.

Ким Ки Дук вообще не склонен к диалогам в своём кино. Но этот фильм особо минималистичен в смысле диалогов. Да и о чём говорить, если и так всё видно. Времена года меняются вполне явно. Для того, чтобы понять, что на улице весна, совсем не обязательно делать объявления, это и так очевидно. Для того, чтобы понять старик перед тобой или малыш, не нужно табличек. Всё, что делает человек, уже происходило множество раз. За тысячи лет ничего нового человек нового придумать не смог. Он упорно наступает на одно и те-же грабли, каждый раз делает открытия, которые происходят каждое поколение.

Каждый человек проживает свою жизнь так, как будто всё это происходит в первый раз. Как будто ничего этого никогда не было. Часть совершенно уверена в том, что они и есть первооткрыватели всего происходящего, остальные делают вид, что уверены в том, что всё это в первый раз. Так проще, так не нужно загружать себя большим количеством информации. Как доказать человеку вся бренность его рассуждений? Самым классическим вариантом считается создание художественного произведения, которое в сжатом виде покажет жизнь кого-то, на чьём примере будет показано, насколько всё показанное пересекается с жизнью практически каждого. Вот уже готовая жизнь, от начала до конца. Единственная сложность: как в небольшой промежуток времени рассказать именно то, что является самым главным?

Готовых рецептом нет, или мы их не видим. Каждый пытается по-своему. Ким Ки Дук на мой взгляд преуспел. Целая жизнь за полтора часа. Жизнь началась в начале фильма и закончилась в конце. Старик и ребёнок в начале и в конце. В процессе — жизнь или старение. Желание жить и торопливость в ожидании следующего дня сменяется просто жизнью. Круг из отдельных отрезков.

Взгляд с высоты птичьего полёта даёт множество положительных вещей. Одним взором окинуть пространство на множество лет или вёрст. Одно только будет совершенно точным: чем выше, тем меньше видно мелочей, деталей. Только ни к чему оно, если речь идёт о самом глобальном, что есть в жизни человека — о жизни. Видеть великое в мелочах — талант, видеть мелкое в великом — счастье.

Фильм достоин просмотра.

В главных ролях: Юнг-су Ох, Ким Ки Дук, Юнг-мин Ким, Дже-кейонг Сео, Ха Ха, Ким Ким.

Д.Мусатов