Парад никчёмных людей продолжается. Складывается впечатление, что он не закончится никогда. Не успеет один придурок отметится на экране, как на смену ему рвётся другой. Они вполне успешно соперничают на экранах с бандитами и государственными чиновниками-коррупционерами. У нас в стране больше не о чем снимать кино?
Кино про учителя. Он не хотел быть учителем, он вообще никем быть не хочет и не может. Просто его уже везде выгнали. Он ничего не хочет и не может теперь в школе. Его выгонят, но незначительный промежуток времени, проведённый в стенах школы, успел запечатлеть автор. Для чего?
Может так было всегда, но я могу констатировать, что с 19 века вся русская литература и художественность вообще выбрала своим героем никчёмность. Некоторые произведения его оправдывают, некоторые хулят. При этом нет в истории русской литературы ни одного произведения, где не присутствует некий никчёмный человек. Это что — наш идеал? Или проклятие? С появление соцреализма генерирование рефлексирующих интеллигентов приостановилось, но с появлением в нашей стране демократии их распространение достигло катастрофических размеров.
Почему они столь популярны? Нам постоянно преподносят их как идеал. Они вроде как думающие люди и за ними будущее. Они сомневаются, колеблются, они склонны к самокопанию, вернее к редкому выходу из состояния самокопания. Они занимаются самобичеванием и самоистязанием, они заняты осуждением скотоподобных сограждан, которые в их глазах похожи на животных, потому, что не занимаются самокопанием. Но представим себе на минуту, что все станут такими.
Что произойдёт? Некому станет работать. Все сядут и начнут переживать. Все будут ходить друг к другу занять сотню, но занять будет не у кого. Никто ничего не зарабатывает. Не знаю, успеет ли человечество при таком раскладе понять свою сущность, сверхзадачу и самоусовершенствоваться, прежде чем помрёт с голоду. Или вымрет просто из-за отсутствия детей. Им же ничего не нужно, они все в себе. Кто их будет кормить и за чей счёт они будут саморазвиваться?
Другая сторона их жизни — они судьи человечества. Они обнажают наши общие пороки и недостатки. Ой ли? Как может что-то утверждать человек, который и сам-то ничего не знает. Как может быть судьёй тот, кто для себя самого никак не определит, что такое хорошо и что такое плохо. Для судейства нужно иметь свод законов незыблемый и убедительный. А у этих людей нет ничего, кроме сомнений и желания что-нибудь сделать. Вы ходить, чтобы вас судил судья у которого каждый день новые законы?
Можно ещё привести множество примеров применения никчёмных людей, которые в художественном мире описываются как рефлексирующие ничего не делающие интеллигенты, но очень это скучно. Да и зачем?
Мне непонятно их предназначение. В диком животном мире подобные особи обречены на вымирание, но мир человека не так однозначен. Благодаря возможности мыслить абстрактно, возможность выжить получили многие странные группы людей. Не нужно при этом забывать, за чей счёт они живут. Не в буквальном смысле. Они не на подаяния живут по большей части. Просто люди, которые в основном что-то делают могут прожить без тех, кто только думает, а вот те, кто думает не могут прожить без тех, кто делает.
В идеале нужен человек, который основную часть времени работает, созидая материальные ценности. Меньшую часть времени он тратит на самокопание. Тут нужно отметить, что учёные-физики или химики в моих глазах тоже созидатели. Никчёмные учёные состоят из подсчётчиков шагов блохи, которые та производит, чтобы забраться на собаку.
Я склонен к теории, что человек внушаем. Именно поэтому в кино нужно показывать больше положительных героев, чем отрицательных. Если постоянно твердить человеку, что вокруг только бандиты и хлюпающие никчёмные личности — что мы можем получить из детей?
Если вам непременно нужно посмотреть кино ещё про одного никчёмного человека, никому не нужного, даже себе, вот вам это кино. Если вы желаете получить нечто положительное — не стоит тратить время на это творение. Для того, чтобы понять несовершенство мира, вокруг и так очень много примеров.
В главных ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак, Анфиса Черных
Д.Мусатов