Этот фильм был номинирован на Золотого льва в Венеции. Все полтора часа просмотра я не мог понять, почему.
Рецепт правильного фильма известен, по крайней мере так принято считать. Фильмы коммерческие, то есть предназначенные для зарабатывания денег, должны нравиться зрителю. Зритель не станет платить, если ему неинтересно смотреть происходящее на экране. Фильм предназначенный для конкурсов должен понравиться критикам. Они за просмотр платить не будут, но у них тоже есть свои требования. Фильм должен быть интеллектуальным. Так сказать пищей для ума.
Обычно эта пища сводится к вещам, некоторые из которых присутствуют в «Теореме Зеро». Прежде всего главный герой — сумасшедший. Как иначе? Нормальный человек не может выбраться за рамки привычного и совершить что-то совершенно невообразимое. В любом фестивальном фильме должен быть сумасшедший, иначе никак и он есть.
Действие фильма происходит в будущем, это тоже стандартное решение. Настоящее всем известно и ничего нового про него сказать невозможно. В будущем всё может быть совершенно необычно. Новые технологии, новые возможности, новые стандарты поведения. В данном случае у нас что-то вроде антиутопии и к реальности не имеет никакого отношения. Фильм ещё был номинирован как лучший научно-фантастический фильм, но никакой наукой здесь и не пахнет.
Герой ищет смысл жизни. Для Венеции это просто необходимо. Самоудовлетворение и довольство сиюминутными радостями к Золотому льву не приведут. Только поиск глобальных вопросов и их решение могут быть оценены по достоинству. Человек — это не просто муравей в муравейнике вселенной, он творец своего будущего.
Решение должно быть найдено, глобальное, меняющее судьбы и историю. Если у вас что-то связано с безысходностью — то вам в Берлин. Наш герой получил ответ на свой вопрос, погрузившись в киберпространство и став его частью. Ват вам и философия, и фантастика, и психология. Вроде все составляющие успеха налицо. Отчего тогда приз не получен?
Ко всем этим обязательным составляющим нужно ещё одно: фильм должен быть логичен и хоть немного интересен. Если яйца, муку, сахар, миндаль свалить в кастрюлю и поставить в духовку, то вкусного пирога не получится, нужно ещё всё это правильно приготовить. В фильме всё просто свалили в кучу. А жаль, сейчас становится всё меньше нормальной фантастики.
В главных ролях: Кристоф Вальц, Гвендолин Кристи, Руперт Френд