Ночной портье - сон после ужина

Неоднократно приходилось слышать имя И.Шоу. Как сценариста, как автора книг, по которым снимали кино. Читать не приходилось. Но как только в поле зрения попала книга «Ночной портье», о которой я не встречал ни одного плохого отзыва, я решил ее немедленно прочитать. Во-первых, потому, что в моих правилах читать то, что считается классикой жанра или эпохи, во-вторых, потому, что ни один фильм, где засветился И.Шоу, мне не понравился. Прочитал. Я не собирался писать о том, что мне не нравится. Рецензии планировались только для приятных для меня ощущений. Но нужно сделать исключение. Нужно открыть глаза мировой общественности.

Не знаю, кто г-н Шоу по национальность (вроде у него русские корни), но стиль этот мне порядком поднадоел, еще во времена чтения детективов 70-х годов, пришедших из Америки. Это когда нужно собрать все в кучу, из того, что должно нравиться публике, и попытаться сварить хоть что-то напоминающее приличное чтиво. Это как очень поздний ужин после трудного дня. Усталый возвращаешься домой за полночь и тебе все равно, чего есть. Просто набить желудок и упасть спать. И начинает сниться всякая дрянь, мешанина не поддающаяся никакому анализу, но оставляющая неприятный осадок. Так и эта книга, странная, как поздний ужин, со странными воспоминаниями по прочтению.

В большинстве обзоров про эту книгу было написано что-то типа «простой человек попадает в мир богатства и...». Нет! Эта книга про то, что простой человек не должен иметь денег, просто потому, что он не знает, что с ними делать. И про то, что все люди делятся на касты и переход в другую касту невозможен в силу генной врожденности. Еще там написано про то, что только деньги делают человека счастливым и талантливым. Бедный человек, да и даже просто небогатый человек — никчемен. Его роль в жизни — роль статиста, фона для жизни аристократии. Более бредового подхода в разделе человечества на группы я еще не встречал. Более циничного рассказа о том, что удел ребенка рабочего ему был выделен сразу при рождении и шансов изменить что-то нет в принципе, но... Ему может повезти и он получит деньги. Не заработает, на это ему мозгов не хватит, а стырит где-нибудь при случае. Причем, если будет хоть малейший шанс — тырить деньги нужно обязательно. Потому, что это единственный шанс в жизни стать настоящим человеком.

А вот кто у нас настоящий человек? Он богат, он с детства учится тратить деньги. И вести себя в обществе. Всё! Все остальное неважно. Деньги сами буквально лезут в карманы того, кто их уже имеет. И чем больше у тебя денег есть, тем стремительнее приток новых сумм. И еще: ни в коем случае не нужно поддаваться на провокации со стороны чувств. Например, любовь или порядочность. Это не для настоящих людей. Главное — это хорошо выглядеть и иметь много денег.

Но все это можно было бы пережить при наличии нормального текста или сюжета. Но увы. Временами автор пишет просто чудесно, но по большей части ощущение такое, что ему нужно было просто написать некоторое количество страниц. Именно на эти моменты приходятся и самые скучные моменты сюжета. Автор начинает размышлять на какие-то философские отстраненные темы, никак не вписывающиеся в общий смысл романа. Например, обсуждение порноиндустрии занимает значимый кусок текста. Видимо, это очень важно для всего человечества. Я бы даже сказал, что такие моменты выглядят как минимум нелепо. Да и сюжета как такового нет. Лично меня до конца текста довело только желание узнать: убьют или нет главного героя. Все остальное ужасно скучно и неестественно. Попытка на основе якобы детективной истории показать нечто из внутреннего мира человека. Ужас. Нет ни детектива, ни внутреннего мира. Череда не связанных между собой картинок. Довольно средненького качества.

Вывод один: чтение этого произведения — потеря времени, никчемная вещь.

Д. Мусатов