«Новое» кино (Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына, реж. Андрей Кончаловский)

Можно по внешнему виду определить место производства фильма. Французское кино имеет свои неповторимые нюансы. Американский боевик тоже трудно попутать с чем-то ещё. А на что похоже российское кино? Я не знаю. Основная масса российской кинопродукции вообще не имеет своего лица. Меньшая часть российского кино похожа на советское кино. Большая часть ищет. Ищет своё лицо, свои манеры, свои особенности. Советская манера уходит в прошлое. Практически не осталось мастеров этого жанра. Но ещё есть.

А. Кончаловский в последнее время ничем хорошим не баловал. Тоже, видимо, что-то искал, но не очень удачно. Решил вернуться к истокам. Триумфальный возврат в прошлое прошёл более чем удачно.

Если бы я начал смотреть фильм несколько не с начала, то сразу захотел бы сказать «Неизвестный фильм Тарковского?». Текущая вода, лица, статичная камера — чем не привет из известного прошлого? Насколько я помню, Кончаловский пересекался с Тарковским по работе, однако прямого заимствования никогда не было. Да и сейчас его нет. Это некий реверанс в сторону былого советского фильмового величия. Фильм вполне самостоятелен и закончен.

Тарковский в своё время сумел выработать некую систему, позволяющую вполне успешно выступать на кинофестивалях с кино не для всех. Он это дело поставил практически на поток, за исключением некоторых работ в конце режиссёрской карьеры. Этот стиль и почерк знаком не только на территории СНГ, но и далеко за пределами. Это своего рода визитная карточка нашей страны. Кончаловский не только смог реанимировать эту систему, но и пойти дальше. Он смог добавить попсовости, он смог добавить зрительской аудитории. Это хорошо. Добавить к аудитории новых зрителей, не растеряв существующей, — непросто.

У фильма есть свой стиль. Мне неизвестно, как этот фильм воспринимается молодёжной аудиторией, но мне этот фильм представляется напоминанием прошлого не только благодаря манере, в которой он снят, он весь пропитан временем моего детства. Все эти люди буквально застряли в прошлом. Если бы не китайские резиновые тапочки и белорусская газовая плита (у меня у самого такая же, на даче), можно подумать, что дело происходит на излёте восьмидесятых годов прошлого века. Уазики, лодки, пиджак Колобка — это всё оттуда. И поступают эти люди тоже не по-сегодняшнему. Совсем другая логика и мотивация. Забавно.

Может быть, то самое время Кончаловский знает и чувствует гораздо лучше, чем сегодняшнее? Может он всё ещё частично живёт там? Я вот наверняка немного живу в том времени. Я был молод, меня всё радовало — чем не идеальное время? Я и сейчас не жалуюсь на сложности и проблемы, но в то время у меня просто не было трудностей. По молодости я их не замечал, я их просто игнорировал. За меня думали мои родители. По крайней мере я сразу же облачился в блаженную полуулыбку на всё время просмотра фильма. Прокатного успеха это фильм скорее всего иметь не будет, но окупиться вполне в состоянии. Зря Кончаловский отказался от идеи его проката, хотя кто знает, может ещё передумает.

Хорошее кино. Почти идеальное, но под настроение. После посещения ночного клуба смотреть не стоит. Есть только одно НО: судя по всему до формирования российского кино ещё далеко. А вот традиции советского кино до сих пор приносят дивиденты. Каким же оно будет, российское кино?

В главных ролях: Алексей Тряпицын, Ирина Ермолова, Тимур Бондаренко.

Д.Мусатов