Основа жизни (Транс, реж. Денни Бойл)

Человек может страдать от многих причин. У него могут быть болезни, у него может быть невыносимый начальник, он может бояться темноты. При всём при этом он остаётся человеком. А что произойдёт, если человек неожиданно поймёт, что ничего не знает про себя, в одну минуту он потеряет все свои воспоминания, включая имя и номер банковской карточки?

С этого момента он свободен и приговорён одновременно. Нет больше причин чем-то жертвовать во имя чего-то, например, у него нет ужасной жены, но с тремя детьми. Он не помнит про них, а стало быть у него их нет. Он не может никуда попадаться, кроме как пешком, у него нет денег и сбережений. Можно сказать, что жизнь началась заново. В принципе, нормальный вариант. Можно, конечно, потерять графский титул и счет в швейцарском банке, но вместе с ними уйдут навсегда боязнь темноты и навязчивое желание украсть ложку из соседнего супермаркета.

Обрадуется ли этому человек? Скорее всего нет. Просто так лишиться своих корней и привычек мы не в состоянии. Каждый должен быть кем-то. Остаться никем, заново создавать себя с ноля — не каждому понравится. Большая часть населения потерю памяти примет гораздо более тяжело, нежели приобретение гастрита. Мы — наши воспоминания, и никакие отпечатки пальцев не смогут нас отличать от окружающих при отсутствии полных знаний о себе.

С памятью всё сложно и запутанно. Как понять, что мои знания о себе — мои. Кто сказал, что мои воспоминания не плод воображения какого-то мерзкого злодея? У воспоминаний нет отпечатков пальцев. По их вкусу и запаху невозможно понять, сам ты их получал день за днём или их готовыми, оптом, поместили мне на радость. Или ещё для чего.

Один из любимых методов фантастов придавать сюжету дополнительную остроту состоит в замене памяти. По доброй воле, разумеется, никто не станет мечтать о копании в собственной голове. Но даже если тебя силком утащили, после промывания мозгов ты про это не вспомнишь? Иногда это может выглядеть вполне гуманно, кто не захочет отучить близкого человека от пристрастия к алкоголю? Просто вбил ему новые желания, привычки и готово дело. Был алкоголик — стал шахматист! Стоит это того, чтобы перед процедурой замены памяти сетями отлавливать будущего счастливчика?

В фильме «Транс» герои фильма решили поиграть с памятью. Цели были довольно криминальны и меркантильны. Весь фильм пытаешься понять, что происходит, но это невозможно. Только в конце даётся ключ к пониманию происходящего. Вроде всё просто, только одному из героев раз несколько меняли память, а осколки предыдущей жизни вместе с деталями предыдущих сеансов периодически всплывали и путались под ногами. Этот тип не был образцом для подражания в младших классах и не стремился к этому, но всё равно его немного жалко.

Живёшь худо-бедно, не думаешь о возможных подвохах со стороны головы, а тут раз и появляются странные воспоминания. На первый взгляд они никак не вписываются во всю прошедшую жизнь, но и откинуть их невозможно. Если они есть — значит это когда-нибудь было. У любого человека одно и тоже отношение к памяти: «Это было когда-то, не приснилось же мне это». Только вдруг это и не было и не приснилось?

С другой стороны, какая разница откуда у тебя воспоминания. Если всё идёт хорошо, претензий к жизни нет, зачем переживать? Не всё ли равно будешь ли ты Ивановым Васей или Петровым Николаем? А если есть претензии, то совершенно не нужно думать, что это тёща с женой внедрили свои пожелания с помощью знакомого гипнотизёра. Нам не дано понять, чьи воспоминания живут у нас в мозгу. А потому нет повода волноваться попусту.

В любом случае, воспоминания человека и есть сам человек. Его опыт, желания, неприятные воспоминания и скрываемые желания и есть сам человек. Именно всё это и является основанием для принятия именно такого решения, которое присуще именно этой личности. Нет воспоминаний — нет индивидуальности, а значит нет и человека. И никакой обмен веществ этому не помешает.

Но я бы к гипнотизёру на приём никогда бы не пошёл. Не то чтобы я им не доверяю, только вдруг я его в детстве из рогатки подстрелил.

Кино сделано достаточно хорошо. Никакого внимания к мелочам нет, только основная тема развивается более-менее логично. Если вас не смущает, что у героев кровь идёт или нет только сообразуясь с желанием авторов, если вас не смущает пренебрежение законами физики и медицины, а при этом очень хочется узнать, что могут одни люди сотворить у других в голове — смотрите. Разочарования не будет. Желательно просмотреть весь фильм единоразово.

В главных ролях: Венсан Кассель, Розарио Доусон, Джеймс МакЭвой

Д.Мусатов