Относительность теории (Мастер и Маргарита — М.А.Булгаков)

Классиком стать нелегко. Классиком быть приятно. Никто не оспаривает выводов классиков. Но всегда ли прав классик?

Булгаков однозначно причислен к классикам. У него много интересных и популярных произведений. Ставятся спектакли по пьесам, снимаются фильмы, ну и, естественно, читаются книги. И так будет продолжаться ещё много лет. Пожалуй, самым популярным произведением является «Мастер и Маргарита». Лично я придерживаюсь иной точки зрения, но против статистики не попрёшь. Одних только фильмов сколько наснимали. А о чём эта книга?

Каждый даст свой ответ о том, про что «Мастер и Маргарита». Но всякий вспомнит, что в книге присутствует дьявол. От этого и будем отталкиваться в своих рассужденениях.

Вся книга производит впечатление о авторе, как о человеке совершенно разочарованном в этом мире, разочарованном и потерянном. Вся система ценностей, которая живёт в этом мире, для него чужда. Она не даёт ему ничего полезного и нужного. Ему кажется, что вся окружающая действительность давит на него и не даёт жить нормально. Нереализованные планы, мечты и желания, которым не суждено сбыться, вот что видит автор вокруг себя. Изменить одним взмахом пера всё то, что создавалось веками и поколениями невозможно, а значит пора перебираться в виртуальный, свой собственный, мир.

В своём мире можно установить свои правила игры. Они могут быть нелогичны в реальном мире, но кто мешает в своём мире поменять всё, что не соответствует созданным правилам? Жизнь для объяснения правил, это так по-писательски! Здесь самое главное не потерять чувства меры, чтобы совсем не выглядеть сельским дурачком, и фантазию, чтобы напридумывать новые законы и логические выводы.

При наличии нового мира, всегда найдутся первопоселенцы, устремившие свои взгляды вслед за писателем. Особенно, если мир написан яркими красками и снабжён красивой легендой. Им, также, как и писателю, будет не очень важно, насколько соответствует реальности этот мир. Главное в этом мире только одно — насколько он соответствует внутреннему миру человека. И если человека там комфортно, то никакие логические доводы из реальности не смогут поколебать радость человека от обретения долгожданного идеального мира.

Книга «Мастер и Маргарита» содержит в себе целый мир. Там живут люди, совершают поступки и получают по заслугам. Собственно говоря, весь этот мир и строился для того, чтобы показать, что каждый всё равно получит по заслугам. Всё равно, несмотря на то, что в нашей жизни это далеко не очевидно.

Кто же возьмёт на себя обязанности по раздаче заслуженного? Из нашей жизни привлечь никого не получится, слишком уж себя все скомпрометировали в глазах автора. Придётся взять кого-то очень неизвестного или забытого, второй вариант состоит в использовании нового персонажа, придуманного специально для этого дела. Автор решил привлечь уже имеющегося героя. В его книге всем сёстрам по серьгам раздаёт сам дьявол. В обычном понимании дьявол занят несколько другим делом, но разве это может остановить автора?

Собственно говоря, это не единственный сдвиг реальности книги относительно реальности мира. Всё здесь как-то чудно и запутано. Начнём с любовной линии. Маргарита была безумно влюблена в Мастера, но что-то не спешила к нему перебраться на ПМЖ. Может паёк мужа останавливал или ещё что-то, но о совместном проживании она фактически задумалась, когда Мастер окончательно передумал жить с ней. Внимание Мастера Маргарита во время первой встречи привлекла своими совершенно гадкими цветами. Странно как-то.

Теперь немного о тёмных силах. Странностей много, остановимся на основных. Зачем постоянно кого-то запугивать, например финдиректора Римского. При желании все концы прятались в воду легко и просто, но периодически возникали какие-то странные поползновения и выходки. Вот Лиходеева взяли и отправили в Одессу, просто и без всяких страхов о последствиях. Все эти нелогичные выходки никак не соотносятся с реальностью.

Я немного остановился на этих вещах только из-за того, что автор постоянно пытается намекнуть, что все события книги относятся к реальному миру. Тёмные силы несмотря на свои сверхвозможности действуют до удивления знакомыми человеческими средствами. События получаются до неприличия запутанными и непоследовательными. Причём по мнению автора все они могут быть перенесены в реальный мир в масштабе 1:1. Мне как-то лично не верится, что всё это может существовать где-то, кроме виртуального мира автора. Ну посудите сами: во всей книге из хороших людей только есть дьявол (если его можно назвать человеком) и главный врач психлечебницы. Все остальные либо подлецы, либо воры. Это как же насолил реальный мир автору, если ничего хорошего из него в книгу не попало? Впрочем, ресторан Дома писателей вплоть до самого завершения повествования был описан только в нейтральных тонах, да и тот сожгли напоследок.

Совершенно очевидно, что все неприглядные стороны нашей жизни нуждаются в таком же внимании, как и всё хорошее. Взяточники и алкоголики ни куда не делись, а значит автор не соврал ни капли. Но как-то странно, когда вершителем человеческих судеб оказывается прародитель зла. Я не знаю, есть дьявол или нет его, но в любом случае он никак не может быть заместителем Бога по общим вопросам. Методы, целиком основанные на зле, никак не смогут привести к умиротворению и счастью, а страх далеко не самый лучший стимул к созиданию мира и покоя. Что-то сдвинуто в логике книги, добро и зло странным образом пытаются занять места друг друга.

Нестандартные книги всегда нужны, а написанные талантливыми авторами тем более. Но никогда при их чтении не стоит забывать, что это только сказка. Реальные названия городов и улиц никоим образом не смогут сделать сказку более реальной. Автору простительно путать реальность и вымысел, на то он и автор. А вот читателю такая путаница ничем хорошим не обернётся.

Книга талантливого писателя, язык изложения прост и ясен. Некая проблема с проецированием идей на реальность компенсируется нестандартностью мышления. Для прочтения обязательна, но после тридцати лет жизни, не ранее.

Д. Мусатов