Перевоспитание (Плохой хороший человек, реж. И. Хейфиц)

Герой этого фильма не может быть объектом для подражания. Он недостоин жалости. Он вообще недостоин внимания. Тем не менее, фильм про него сняли. Отчасти потому, что этот тип людей не так уж и редок. Про таких субъектов часто писал А.П. Чехов, по произведению которого снят фильм.

В центре фильма два человека: Лаевский и Фон Корен. Первый вполне подходит на роль прожигателя жизни с славянской фамилией. Второй — деятельная личность с западноевропейской фамилией. Это совершенно в духи российской интеллигенцией 19 века, плакаться о невозможности собственными силами сделать хоть что-то, достойное внимания, и противопоставлять себя европейской трудоспособности. При этом российской интеллигенции невдомёк, что никто их спасать и помогать им не собирается, сам Фон Корен считает, что прожигателей жизни нужно просто уничтожать. Этого он не скрывает, скорее даже пытается донести данный постулат до всех доступных ему людей. Но почему-то все они считают это не более, чем разговорами.

Отчасти это строится на собственной привычке многословно уничтожать свободное время разговорами ни о чём. Все участники таких разговоров всегда убеждены, что тратят время с пользой, т. к. разговоры ведутся о том, как бросить болтать и приступить к строительству новой, прекрасной жизни. А если кто-то, например, Лаевский, начинает выражать сомнения в положительном смысле своей жизни, ему сразу начинают возражать и убеждать в обратном. Это вслух, но про себя кое-кто понимает, что так оно и есть. Кто-то может назвать лицемерием подобные действия, но все участники этого процесса считают, что помогают человеку укрепиться во мнении о себе.

Мало кто из участников подобных разговоров способен на какие-то действия и поступки. Ещё меньшее количество что-то делает. Основная масса сотрясает воздух. Но вот Фон Корен вызывает на дуэль Лаевского и наступает немая сцена. Все надеялись до последнего момента, что до дуэли не дойдёт, помирятся. Но Фон Корен не шутил и Лаевский испугался.

Он испугался не на шутку. Приятно в кругу внимательно слушающих тебя людей рвать рубаху и стонать о никчёмности собственной жизни. Приятно твердить о том, что жизнь надоела и хочется уже закончить свой путь. Приятно слушать, как тебя утешают не на шутки испуганные никчёмные обыватели. Они-то не могут понять всю глубину трагизма ситуации, они-то не могут просто взять и отказаться, хотя бы на словах, от дальнейшего копчения неба. Сразу начинаешь возвышаться (по крайней мере в собственных глазах) на серой и безликой толпой.

Неважно, что за душой нет ничего. Нет денег, нет любви, нет друзей. Вместо жизни присутствуют только вечера, наполненные зевотой и испуганными лицами обывателей. Главное, что есть несколько мгновений всеобщего внимания и возвышения над толпой. Жаль только, что немногочисленны зрители твоей душевной драмы, придуманной на ходу. Играть перед нескончаемым потоком испуганных глаз гораздо приятнее. И уж совсем неприятно знать, что кто-то не просто никогда не присоединится к толпе зрителей, но и открыто смеётся над тобой.

Непременно нужно дать понять этому чёрствому и злому человеку, что он из себя представляет. Процедура отработана. Извлечь жалость, немного истерики, и главное — заставить сочувствовать и сопереживать. Нужно объяснить, что сочувствие любому нуждающемуся нужно предоставлять по первому требованию и в неограниченных количествах, в том числе и в виде денежных знаков. У человека же трагедия, он ищет себя в жизни, страдает, некогда зарабатывать. Если не поддаётся, нужно надавить, ещё и ещё. Только вот не поддаётся и всё тут. Более того, считает это собственным оскорблением и требует дуэли...

Растерянность. Как же так? Конечно, ты множество раз говорил, что готов свести счёты с жизнью раз и навсегда, но кто же это говорит всерьёз? Просто так принято. Ничего страшного, видимо тот просто пошутил. А тот не шутил. Не шутил, когда говорил, что лентяям и бездельникам нет места в этом мире, не шутил, когда не собирался им ничем не помогать, не шутил, вызывая на дуэль. Оказывается, есть люди, которые делают то, что говорят.

Фон Корен искренне верил, что его предназначение делать мир лучше. Изучать сущность окружающих предметов, культивировать всё полезное и уничтожать сорняки. Не каждый согласится признать себя сорняком.

Лаевский остался жить, остался благодарен человеку, который хотел его убить. Благодарен за то, что только дуэль смогла заставить его перейти от слов к делу. Началась другая жизнь, в которой не осталось времени для самобичевания. Из обузы для общества он превратился в его активный элемент. Может и немного было от него пользы, однако и проблемы доставлять окружающим он перестал.

Так о чём же это кино? Видимо, о том, что только угроза смерти может сподвигнуть лентяя шевелиться. Больше никак. Все остальные попытки изменить человека ленивого обречены на провал. Все лентяи всегда имеют в запасе множество аргументов для того, чтобы ничего не менять. Всем пора научиться разворачиваться и уходить подальше от человека, который жалуется на судьбу. Он просто лентяй. Ему не деньгами помогать нужно, а приговорить к смертной казни. Только это ему и поможет.

Чехова нужно уметь снимать. Показать всю безысходность и глупость ситуации весьма непросто. Одна ошибка — и зритель с дуру начнёт сочувствовать никчёмному герою. В данном случае всё получилось весьма удачно.

В главных ролях: Олег Даль, Анатолий Папанов, Владимир Высоцкий, Людмила Максакова

Д.Мусатов