Туристу в Москве не обязательно постоянно сидеть в музеях, летом Москва даёт возможность самых разнообразных прогулок, отдыха на свежем воздухе. В Коломенском можно бродить очень долго.
Переходим на женскую половину дворца. Сегрегация в дворце была не только по социальному признаку, но и по полу. При этом баня была одна. Физически мужская и женская половины находятся рядом, через коридор.
Женская половина менее помпезна и официальна. Судя по всему сюда не водили иностранных послов пить чай и официальных приёмов не устраивали.
Несмотря на это, здесь вы не найдёте крашеных лавок и самотканных ковриков. Всё дорого и богато, примерно как в личных покоях государя, а потолки и по шикарнее будут.
Есть кое-что и из золота, в царских покоях такого не наблюдалось.
В целом складывается такое впечатление, что комнаты больше царских и пустее. Это странно. А куда складывались украшения, меха и кокошники парадные?
Мне кажется, что интерьеры женской половины выглядели в далёкие времена несколько иначе. Сейчас не чувствуется ничего личного. В кабинете монарха может быть как в конторе, но в женских комнатах всегда есть что-то домашнее.
Печки в женской половине почему-то все круглые. В официальной части и в царских апартаментах печки были квадратные.
Это вроде как трон царицы. Совершенно не понятная штука. Не верится, что она устраивала официальные приёмы в комнате, в которую можно с трудом пробраться через кучу сеней и коридоров. Если только так просто посидеть, помечтать.
Рукоделие. С одной стороны не очень верится, что царица будет сама себе вышивать перчатки, с другой — а что ещё делать зимними вечерами?
Дизайн комнат разнится от комнаты к комнате, трудно сказать, так оно и было или это нам показывают, как в принципе могло бы быть.
Большинство комнат темноваты, мало окон. Только некоторые оснащены большим количеством света.
Часов в дворце почти нет. Были ли они редкостью или жители дворца в них не нуждались?
Зеркал намного больше, а вот картин практически нет. Этого добра точно не нужно было.
Теперь добрались до комнат послепетровской эпохи. Сразу бросаются в глаза большие окна. Много декора тканями и мало золота.
Это уже больше похоже на дворец любого европейского правителя.
Собственный русский колорит уже отсутствует.
Теперь началась эпоха постоянного оглядывания на Европу.
Общие впечатления от дворца Алексея Михайловича. Неожиданно вместо бодрой прогулки по комнатам и осмотра всего того, что было видено неоднократно, экскурсия оказалась интересной. Фактически это последнее строение царского масштаба в русском национальном стиле у нас в стране. В Петербурге вы ничего русского не увидите, кроме храма Спаса на крови. Остальные города благодаря пожарам тоже могут предложить только отсылки к Европе 19 века. Есть отдельные дома и палаты, но целого комплекса нет. В этом дворце вы сможете посмотреть на то, как жили до Петра. Мы отчего-то стесняемся той поры, а зря. Это часть нашей истории и культуры. Неплохо было бы ещё сделать доступ в людские комнаты, кухни и подсобные помещения.
Дворец произвёл сильное впечатление, рекомендую к посещению обязательно.
Москва, август 2023.