Главная героиня фильма решила произвести локальную культурную революцию в одной отдельно взятой семье. Уже хорошо то, что семья та была её собственная. Проживали эти люди в сельской местности. В классическом деревенском стиле, с баней, с коровами и жидким асфальтом на дороге. Наша дама избавилась от всей домашней живности, прикупила стол для настольного тенниса и поставила его вместо капусты и огурцов на участке, сама же сменила фартук и подойник на белую теннисную юбочку и ракетку.
Она решила, что бесконечные разговоры о сближении города и деревни пора переводить из дискуссионной формы в практическую. Советов она ни у кого не спрашивала, в том числе и у мужа, действовала с размахом и творческим разнообразием, в результате чего к сыновьям был приставлен учитель музыки, учить играть на скрипке. И всё это посреди села, на виду у всего честного народа. Забавно.
Конечный результат её наверняка удивил. Советую ознакомиться с ним самостоятельно. Поскольку фильм советский, обошлось без сексуальных обольщений во весь экран, но моральная стойкость героев буквально подвергалась давлению. К этому нужно добавить, что супруга скрипача работала на автосервисе, это, видимо, вместе со всем остальным должно подогревать феминистскую линию картины. Что-то мне подсказывает, что это была не главная линия в кино. Гораздо больше просматривается стремление партийного руководства объяснить сельским буянам, что нужно знать меру в своих желаниях и не требовать нереального от деревенского проживания. Чего хотел режиссёр я так и не понял. А вот я задумался о предначертанности жизненного пути.
Кто сказал, что ты там сгодился, где родился? Насколько часто слепой случай рождения закидывает человека именно туда, где ему и быть нужно? Неужели все должны становиться поварами только потому, что другого ПТУ нет в районе? Эти вопросы наверняка живут ровно столько, сколько живёт человечество. Каждое поколение по-своему на них отвечает.
Когда нужно пахать целину наверняка все знают, что место рождения – это просто стартовая площадка, как у ракеты, которая приходит на неё лишь для того, чтобы улететь к звёздам. Во времена коллективизации ни у кого из сельских пролетариев и мысли не должно быть о странствованиях, хлеб некому растить. Можно ещё разделить всё по территориальному признаку. Москва непрерывно поглощает множество новых рабочих рук мести улицы и лепить кексы, а губернатор Чукотки наверняка каждый самолёт на большую землю провожает как минимум со вздохом. Сколько процентов абитуриентов вернётся? Наверняка немного. Многим жизнь на берегу Беренгова пролива не составит конкуренции проживанию на Черноморском побережье.
Но всё это внешние факторы. То, что окружает человека, служит ему информационным фоном. Кругом кричат «родная деревня нуждается в тебе», «поймай голубую птицу удачи на южном полюсе». Они кричат не для того, кто слушает, они кричат это для себя, они желают, очень сильно желают сделать себе хорошо. А уж что из этого будет привлекаемому – это им без интереса.
Человеку постоянно и со всех сторон сыпятся предложения изменить жизнь, быстро и в лучшую сторону. Укрепить благосостояние и повысить культурный уровень, измениться самому или изменить мир, но для чего это нужно самому человеку? Человек иногда просто идёт в ту сторону, откуда звон громче, не зная зачем.
Если бы человек прислушался к себе, а не к окружающему звону, выбор жизненного пути был бы проще и удачнее. Кто может знать человека лучше, чем он сам. Достаточно заглянуть себе вовнутрь и поинтересоваться, чем сердце утешится. Звучит легко, сделать очень непросто. Внешние соблазнители и раздражители мешают сосредоточится на себе молодой и мечущейся душе. В молодости всё кажется простым и доступным, кажется, что мир лежит у ног и стонет в предвкушении твоего прихода. К старости способность концентрации на собственных внутренних раздражителях возрастает, но как правило это уже слишком поздно для того, чтобы кардинально изменить направление движения к личному счастью. А потому большинство людей к пенсии понимает, что движение жизни шло по инерции внешних раздражителей и никакого удовлетворения самому себе не принесло.
Давайте попробуем попристальнее заглядывать внутрь себя, попробуем разобраться в собственных желаниях и устремлениях. А пока, в качестве учебного пособия, неплохо бы было посмотреть «Год телёнка» и поучиться на чужом опыте, или чужих ошибках.
В главных ролях: Ирина Муравьёва, Владимир Меньшов, Екатерина Васильева, Валентин Гафт
Д.Мусатов