Прошлое нельзя забывать, наша история имеет право остаться в нашей жизни навсегда. Многие сотни лет наши предки жили, ошибались и учились на собственных ошибках. После всего этого неплохо бы нам жить, учась на их ошибках.
Естественно, если история есть, то про неё нужно рассказывать. Проще всего писателям книг. Можно ограничиться общими описания антуража, на фоне которого происходит действие. Халат может быть просто «богатым», а перстни «с огромными камнями». Этого вполне достаточно, чтобы читатель сам додумал для себя все детали. У каждого может быть своё представление о том, какой вид отделки одежды кажется наиболее подходящим для хана.
Гораздо труднее работникам киноиндустрии. Они должны показать зрителю происходящее во всех деталях. Не получится весь фильм показывать ширму, за которой звучат монологи и голос за кадром расшифровывает возню и шум. Значит, придётся как-то обустраивать декорации.
С зданиями и сооружениями проще, конструкции юрт не сильно изменились за всё время их эксплуатации. Церкви и замки имеют особенность стоять столетиями и всегда можно посмотреть что и как там устроено. Но как узнать во что одевались ханы в Орде? Семейных фотографий в то время ещё не было, музеев одежды ещё не изобрели, да и пологаться на свидетельства очевидцев не приходится. Кочевые народы не станут таскать за собой по степи дырявые вещи своих предков, это никак невозможно, а значит придётся что-то придумывать. Но никто не сможет уличить в неправильной форме шапки и сапог, некому это сделать и значит примерное соответствие можно считать достигнутым.
С какой-то степенью округления можно считать, что с одеждой вопрос решён, но как быть с поведением людей? Я совершенно не представляю, как можно узнать о чём думал и как себя вёл хан. Существует множество всякого рода сказаний и преданий о тех временах, но есть одно «но». Во всех этих источниках рассказывается не о том, что говорил или делал хан, а о том, как к этому относится рассказчик. Лояльные хану рассказчики опишут только его добродетели и всё предстанет в солнечном свете, враги расскажут о всём плохом и образ демона нарисуется в несколько строк. А кто расскажет о том, что было на самом деле?
Вот и придумывают авторы фильмов всё в таком виде, чтобы современный зритель мог получить как можно больше знаний и при этом смог их переварить. А это задача не из лёгких.
Как, например, показать отношение к рабам в тамошнем обществе? Современному человеку трудно представить, что к человеку можно относиться хуже, чем к лошади. А всё просто — хорошая лошадь попадается не всегда, а рабов можно наловить без проблем в любом количестве. Как можно показать, что человек может быть манекеном для отработки работы саблей? Кино о Орде, сделанное по всем установкам жизни человека тогдашнего времени, превратилось бы в реки крови и сплошной крик. Кто это будет смотреть? Вот и ищут некий компромисс между тем что можно показать и тем, что нужно показать. В данном случае получилось не очень хорошо.
В общем и целом фильм состоит из сцен жизни далёкой сибирской деревни середины 20 века. Вроде что-то есть от прошлого, но какое-то уже приглаженное и гуманное. Редкие вставки о жестокости жизни носят скорее нелепый вид, нежели погружают в атмосферу Орды. Не верю.
С точки зрения кинематографа, как жанра искусства, всё сделано совершенно неплохо. На фоне всеобщей сериальной халтуры качество фильма высоко, всё продумано и на своём месте. Конечно, если перестать пристраивать всё происходящее в средние века. Этот фильм можно просто посмотреть, не жалея о потерянном времени, но и не ожидая чего-то поразительного.
Я бы не рискнул строить свои представления о Орде на основе этого фильма, но для недолгого гламурного погружения в мир средневековья вполне подходит.
В главных ролях: Максим Суханов, Роза Хайруллина, Александр Яценко, Иннокентий Дакаяров.
Д. Мусатов