Предел мечтаний (Тринадцатый этаж; реж. Й. Руснак)

Тема о виртуальности или реальности происходящего вокруг нас стала вполне востребованной сразу после появления компьютеров в нашей жизни. Вроде ничего не изменилось: небо на месте, по пятницам тянет в бар на футбол и в автосервисе по-прежнему нет нормальных мастеров. Но стало как-то неспокойно.

А вдруг? Человечество постоянно пугает себя. Сначала громом и молниями, потом ведьмами и нечистой силой, потом инопланетянами и так без конца и постоянно. Как только что-то прошлое пугающее находило своё логическое объяснение, то непременно появлялось что-то пугающее по-новому. Будет ли этому предел и окончание? Где он этот предел мечтаний и страхов? Наверное, очень далеко. Сторонники идеализма склонны к теории о невозможности познания мира. Можно сказать, что познание может длиться вечно. Материалисты склонны к познанию мира в обозримом будущем. Но и те и другие, как мне кажется, согласятся с тем, что никогда не закончится человеческое самопугание.

Герой фильма создаёт виртуальный мир, он почти совершенен. Там можно порезвиться, побыть тем, кем хочется. При этом даже и в голову никому не придёт, что в этом виртуальном мире уже своя жизнь. Что его жители не очень-то желают визитёров из другого измерения. Это непонятно только до момента, когда герой смог на себе испытать разницу между виртуальным и реальным, между тем, что хочешь сам и тем, что тебе прикажут. По ходу фильма наш герой из творца превратился в подопытного кролика, потом обратно в творца.

Кем быть проще? С одной стороны — творцом. Ты вроде как хозяин мира, тебе подчиняется что-то из окружающего. Можно кому-то приказывать, за кого-то решать. Есть только одно НО. А вдруг это только видимость? Каково это, пасть с небес на землю? Каково это, понять, что вся предыдущая жизнь была только чьей-то игрой. В этом отношении жизнь кролика в лаборатории несколько спокойней и предсказуема. Да, есть начальство, но оно было, есть и будет. Главное, чтобы кормушка не пустовала и не было дури в желаниях верховного бога. Скучно! Но без переживаний.

Что кому нравится? Это неважно, потому, что каждому конкретному не дано выбирать свою судьбу. Кого-то не спросивши родили вполне физическим методом, кого-то не спросивши запрограммировали. И те и другие ничего не смогут изменить. Но их создатели отличаются: виртуальный мир можно просто выключить без всякого колебания, реального человека нельзя убить только потому, что он надоел. Кто сможет предъявить обвинение в реальном убийстве виртуального мира? Для нас он не существует. Так и мы можем не существовать для кого-то.

Вот и мучается человек, кто он и зачем. Повелитель или лабораторная мышь. А всё потому, что человечество осознало, что может создавать нечто, живущее своей, хотя и виртуальной жизнью. Так и хочется сказать о вреде излишних знаний.

Гораздо проще не задумываться о том, что возможно в принципе. Проще сконцентрироваться на решении текущих задач. Размышления о возможных вариантах жизни человека не смогут прояснить ничего, а вот испортить вкус жизни вполне в состоянии. Но что делать, человечество любит портить себя жизнь.

На фоне конкурентов о виртуальности всего сущего — не шедевр. Однако, присутствие возможности перемещения в обе стороны и даже дальше выглядят соблазнительно.

В главных ролях: Крэйг Бирко, Гретхен Мол, Армин Мюллер-Шталь, Винсент Д’Онофрио, Деннис Хейсбёрт.

Д. Мусатов