Признание родства (Малыш — А. И Б. Стругацкие)

На пустынной планете появляются люди. Им кажется, что они — единственные представители разума на планете. Начинается работа по наведению порядка. Но совершенно неожиданно появляется нечто и просит людей уйти. Кто это или что это?

Это существо когда-то было рождено людьми, но после воспитывалось и доводилось до ума местным разумом. Встретившиеся с ним люди относились к нему по-разному: кто-то видел перед собой несчастного ребёнка, искалеченного жизнью, кто-то видел только удобный инструмент для проникновения в местные тайны. В любом случае никто не видел в нём обычного человека в необычных условиях.

У человечества странное отношение к тому, что или кого можно считать человеком. Все разговоры на эту тему непременно начинаются с души. Никто не знает точно, что это такое, но всегда понятие души является комплексом желаемых положительных качеств для идеального человека. Для кого-то это может быть честность и правдивость, кто-то не мыслит себе идеала без активной жизненной позиции и знания основ менеджмента. Всё это индивидуально. Но непременно эта душа должна быть у человека. В процессе поиска точек соприкосновения в вопросе обоснования души, как главного фактора признания биологической субстанции в качестве человека, выясняется, что идеалов в жизни искать невероятно трудно. И вот уже человечество соглашается с тем, что нужно просто иметь душу, некий набор качеств, отличающий человека от всего остального на нашей планете.

Например, если вдруг обезьяна начнёт разговаривать и научится открывать двери перед дамами, сделает ли это её человеком? К тому же она не будет воровать кур у соседей и согласится поработать вышибалой в местном казино. Как быть? В нынешнее время актуальным становится вопрос о наличии души у человекоподобных киборгов. Если они человекоподобны во внешнем виде, в умении говорить и мыслить, могут ли они унаследовать от человеческих родителей душу? На сегодняшний момент решено, что душа может быть дана только от бога. Очень удобно. И не очень обидно для разумной говорящей обезьяны и логично для не в меру развитого киборга. И главное — мы остаёмся уникальными, мы остаёмся единственными людьми. Мы закрыли, а вернее замуровали, вход в клуб уникальностей прочим биологическим и почти биологическим организмам. Но вот беда, среди людей попадаются полные отморозки, а как быть с совершенно безумными людьми, с душевнобольными?

Это большая этическая проблема, пристроить куда-то изгоев человеческой этики. Но не дело ведь отправить вон их из клана людей, возникает неприятный прецедент, если можно из клуба людей выйти, значит, можно и войти? Как бы этим не воспользовались киборги и приматы… И вот на божий свет являются новые категории людей: с чёрной душой, блаженные и прочие странности. Но понять это лично мне невозможно. Как представить себе чёрную душу, как может быть чёрным то, что является олицетворением духовности, чистоты помыслов, то, что является символом добра. Вы можете представить себе чёрное солнце? Если солнце, источник тепла и жизни, стало чёрным, то это уже не солнце, это — чёрная дыра с совершенно противоположными целями и задачами. Что же, чёрная душа — это циничная попытка закрыть глаза на отсутствие знаний о душе и человеке?

Получается, что вся система определения человека состоит исключительно из исключений. И вот на этом фоне ещё один непредвиденный случай: человек по рождению и инопланетный разум по воспитанию. Кем или чем его считать? Учитывая наличие чёрных душ и блаженных, можно ли получить право считаться человеком по праву рождения? Что-то мне подсказывает, что не все готовы делиться правами по факту рождения со всеми подряд, только для себя, любимого. Очередное исключение, ценз осёдлости среди настоящих людей? Неужели у несчастного, едва выжившего на чужой планете ребёнка, прав на человечность меньше, чем у серийного маньяка?

Человечество любит рассуждать о всеобщей любви, но на практике это вселенская любовь распространяется исключительно на вселенную закрытого клуба человеков. За его пределами любовь и сострадание деформируются в страх и недоверие. Благополучие и всеобщее сострадание человеческого общества строится за счёт проблем всего остального. Вот такая она, человеческая доброта.

Кстати, люди так и не оставили в покое Малыша.

Д.Мусатов