Радость созидания (Солнечный удар, реж. Никита Михалков)

Если честно, я этот фильм посмотрел не на 100%. Его показывали по ТВ, а, следовательно, остановить просмотр нельзя никак. Кино получилось какое-то длинное и неинтересное, а потому я временами отвлекался, да и конец пропустил.

Есть фильмы, которые смотрятся на одном дыхании. Начал смотреть - и уже не в состоянии остановиться. Захватывать может сюжет или игра актёров. Описать это точными словами невозможно. Это всё на уровне ощущений. В данном случае были ощущения только скуки.

Вроде всё есть: хорошие артисты, хороший оператор, хороший сюжет. А фильма нет. Не складываются все эти компоненты в хорошее блюдо. Может автор не знает чего хочет получить? Или он просто стал одним из государственных деятелей?

У нас очень интересные государственные деятели. Они постоянно в работе. Все при деле, нет ни одной свободной минуты. Рабочего времени не хватает, а потому они и в нерабочее время трудятся. Более того, они свою работу в большинстве своём даже любят. Только что это за работа? Эта работа — работа! У них главное что-то делать. Что из этого получится — никому не интересно. Процесс давно стал важнее результата. Может и Михалков этим заразился?

На фильм, наверняка, потрачено множество времени и сил. Огромное количество людей во главе с режиссёром настойчиво шли к результату. Скорее всего, они довольны результатом. Одно странно: почему его сразу запустили на ТВ? Чуть ранее свой фильм демонстрировал Кончаловский, но там всё понятно — фестивальный фильм редко собирает большую кассу. Но что делает на телеэкране фильм Михалкова? Кстати, прямо семейный подряд какой-то! Целые династии на экране. Фильм Михалкова рассчитан на широкую зрительскую аудиторию. Он даже по своей традиции пристроил немного секса. По-моему, как всегда неудачно. Довольно странно выглядел образ сексуального соединения в виде паровой машины парохода.

Другими словами, в этот компот собрали все знакомые образы и формы. Всё это должно было обеспечить зрительскую любовь, но почему-то не получилось. Может из-за того, что стремление к процессу заменило стремление к результату?

У Михалкова в последнее время нет удачных работ, по мнению зрителя. Скорее всего он не согласен, только отчего он даже не рискнул пустить в прокат свою новую работу? Уверенность в собственной непогрешимости убавилась до критического уровня? Всё может быть, но как настоящий художник он никогда и ни при каких обстоятельствах не скажет правды. Вся жизнь — игра.

Про автора можно говорить ещё много, про фильм больше добавить нечего. Так сложилось, что Михалков, как личность, давно затмил Михалкова, как режиссёра. Но кто знает, может ему процесс создания давно заменил всё остальное. Он творит, придумывает, снимает и этого достаточно. Всем окружающим с этим нужно просто смириться. Человек имеет право на самовыражение. Только вот за чей счёт он самовыражается?

Я не могу рекомендовать этот фильм к просмотру. Но и рекомендовать его игнорировать — тоже. Набор шаблонов вызывает скуку, но вполне может быть, что один из кусочков вам понравится.

В главных ролях: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева.

Д.Мусатов