В тёмном лесу всегда живут волки. Они страшные и злые. А может и нет. Но кому придёт в голову это проверить?
Начинается фильм идиллией. Эдакий посёлок переселенцев на Диком западе. Крепкие в вере и традициях отцов, они боятся только тех, кто живёт в лесу. Живущие в лесу могут наказать за нарушение правил. Правил немного и все они известны старейшинам. Всё просто. Но что-то разладилось в механизме жизни и правила перестали действовать.
Как оказалось, действие происходит не в 19 веке, а в конце 20. Группа людей из-за страха перед реальностью ушла в лес. Используя легенду о страшных существах, которые живут в лесу, они изолировались от внешнего мира. Их дети уже не знали, что можно жить как-то иначе. Они просто жили так, как все вокруг. Для поддержания порядка старейшины иногда одевали страшные костюмы и немного пугали детей от имени лесных жителей, чтобы те не лезли в лес и не добрались бы до цивилизации. Но случилось так, что местный сумасшедший нашёл костюм и начал творить свою историю. В результате один молодой человек с ножевой раной смог выжить только когда слепая девушка принесла лекарства из ближайшего города.
Можно всё предусмотреть, можно всё продумать, но будет ли всё так же и через многие годы? Может ли появиться что-то, чего не было 10 лет назад, и внести свои коррективы? Можно ли всё решить за всех? Раз в годи палка стреляет.
Если ты всего боишься и параноидально видишь вокруг только плохое, даёт ли это право всех загонять в тюрьму для спасения? Именно тюрьма. И кто спасается? Свободы лишены все, кто там находится. И дело не в кандалах, дело в том, что кто-то кого-то лишает выбора. Можно ли обманывать во имя спасения? Любая ложь имеет обратную силу. И когда ложь обратится против своего родителя, бороться с ней будет сложно, почти невозможно.
Дорога в ад выстлана благими намерениями. Человеческое общество — странный симбиоз множества факторов. Есть положительные, есть отрицательные. Вроде спрятался в лесу от лиха, построил забор, выставил часовых, а оно изнутри лезет. Вроде как уходил от страха и от опасностей, а оказывается, что вместе с ними остались средства спасения.
Не может один человек для всех придумать универсальное средство спасения от страхов. Как минимум, потому, что у всех страхи разные и иногда представить даже сложно, что у человека в голове твориться. Во-вторых, страх страхом не лечат. Если постоянно пугать для спасения, то неизвестно, что будет больше пугать. Может так статься, что спасаемый сам начнёт спасаться от спасительного страха. Или спасаемый не будет вообще ничего не бояться. Чего с ним делать? А если ничего не делать, то он и других может заразить нигилизмом, этим очень быстро заражаются.
Если хочется спасаться, спасайся сам. Если кто-то захочет присоединиться — это его дело. Но можно ли спасать без желания спасаемого и наврав ему? В нашем мире самое декларируемое намерение всегда было обещанием счастья. Но ни призывающий к нему, ни призываемые никогда не думали о том, чьё именно счастье обещается. У призывающего и призываемого могут быть диаметрально противоположные представления о счастье. Или может все говорят о вселенском счастье?
Пока всё хорошо, всем хорошо. Но вот как только хорошо заканчивается, начинается поиск крайнего. Никого не интересует, кто виноват, все ищут того, кто за это ответит. Самое время вспомнить о том, кто соврал первым. Хотя при таком раскладе можно и ещё разок соврать, потому, что ради вселенского счастья можно и согрешить.
Отступление является самым сложным манёвром в военном деле. А бегство очень простым. В процессе бегства очень сложно оценить ситуацию и принять правильное, или хотя бы осмысленное, решение. Иногда во время бегства можно делать вид, что происходит отступление, только поздно или рано придётся остановиться и туман иллюзий рассеется.
Наверное, бегать от всего страшного не самый лучший вариант. Если не всегда, то хотя бы время от времени нужно пытаться побороть страх и посмотреть, есть ли в лесу волки. Может их там и нет.
Для неспешного изучения смысла жизни вполне подходит.
В главных ролях: Брайс Даллас Ховард, Хоакин Феникс, Эдриан Броуди, Уильям Хёрт, Сигурни Уивер.
Д. Мусатов