Разочарование...!...?... (Сталинград, реж. Федор Бондарчук)

С рекламой у этого фильма всё было в порядке, я не знаю человека, который про него хотя бы не слышал. Для фильма и кассы это хорошо, только никак не отражает его художественную ценность или общественную значимость. Я долго систематизировал впечатления, что я думаю про этот фильм, не сразу всё в голове уложилось. Начнём по-порядку.

Начинать нужно с того, что я это всё уже видел. Первое — «Пёрл Харбор», второе - «Спасти рядового Райана». Не вникая в смысл, я уже как бы всё знал. Это то, что касается формы. Всё срисовано с имеющихся шедевров. Фильм состоит из шаблонов. Я до момента просмотра всегда защищал Бондарчука. Сейчас уже не могу. У нас сейчас нет российского кино, это факт. Многочисленные попытки его создать пока не увенчались успехом. Но в данном случае — просто попытка сделать так, как уже было. Но можно ли скопировать удачу? Я смогу понять режиссёра если только он признается, что сильно хочет получить Оскара. Получилось нечто голливудское, но с русскими корнями. Ну пусть будет так. Посмотрим, что ещё есть.

В 3D я его не смотрел, поэтому качество этого компонента я оценить не смогу. Но по зрелищности пройдусь. Денег на сплошное погружение не было, это нормально. Но к чему замедленное вхождение пули в тело? Внешняя сторона фильма борется со смыслом и драматургией. Факт смерти становится центральным. Не мотивы, не последствия, а только сам факт смерти должен быть в центре внимания. Я далёк от анатомии, поэтому меня наблюдение за смертью не впечатляют. Но печально, что кино трансформируется именно в эту сторону. Тут авторы тоже не передовики, всё это уже вполне стандартно. Мне не нравится.

Цель фильма. Мне не ясна. Я совершенно согласен, что мир меняется и кино должно к этому приспосабливаться. Через пару десятков лет советские фильмы про войну будут нагонять на молодежь зевоту. Они не понимают, о чём там. Они на знают, что такое война, они не разговаривали с ветеранами, с людьми, которые ходили в атаку, сидели в германских концлагерях или голодными шили шинели. Для них это будет история, далёкая и нереальная. Так для нас сейчас выглядит война Белой и Алой роз, остались только красивые платья и мрачные замки. Что должен сказать этот фильм?

Фильм можно смотреть только для того, чтобы посмотреть медленный полёт пули. Можно узнать, что чувствовали люди на войне. Много чего можно сказать в фильме, но что получилось? Про кого это кино?

Со всех точек зрения этот фильм про немца-капитана. Он и его фронтовая подруга обнаруживают некоторые перепады эмоций, внутреннее противоречие с окружающим миром и сомнения. Наши сограждане изображены гораздо проще и прямолинейнее. Правда, за наших говорит голос за кадром, только это никак не компенсирует их картонность. Лично мне кажется, что в фильме сразу два фильма с совершенно разными манерами. Один — про немца, второй — про наших. Первый фильм — психологическая драма. Тонкая граница между долгом и честью. Где она? Как её найти? Человек может остаться человеком выполняя свой долг до конца? Второй фильм — про негнущуюся волю к победе, несмотря ни на что. Вам что больше нравится?

Что получается? Я на стороне авторов в том, что касается применения новых методов в принципе. Нужно что-то менять в традициях отображения Второй мировой войны. Обвинять их в том, что они покусились на святое — нельзя. Мне лично больше нравится советский метод отображения войны. Голливудская манера показа движения пули в теле человека мне нужна. Но вполне может быть, что после этого на новый взгляд на войну решиться кто-то ещё. Все первые тумаки получит Бондарчук и можно будет спокойно обдумывать новые фильмы.

По сути фильма у меня много претензий. Показать человеческое лицо войны — это нормально. Но почему это человеческое лицо принадлежит нашему врагу? Я — за патриотическое воспитание, а оно невозможно, если враги на экране вызывают больше сочувствия, чем наши герои. Получается, что и в этом компоненте посыл правилен, а реализация никудышная.

По зрелищности. Очень мне не понравилось, что солнечный свет только однажды осветил мрак экрана. Он пролился на маленького ребёнка. Мрачное окружение, замедленные движения — всё это как-то навевает тоску. Неужели всё так беспросветно у героев на экране? Мне не нравится, когда совершенно всё мрачно и тоскливо. Авторы как бы говорят одно из двух: либо у нас нет светлых вариантов в принципе, либо они не смогли разглядеть хоть что-то светлое. Спецэффекты у Бондарчука всегда хорошо получались. Сейчас просто увеличилось их число на экране.

Общее впечатление — скучновато. Я не смог проникнуться ощущением войны, как человеческой трагедией. Странно видеть положительным героем врага. В общем и целом хочется отметить положительное желание что-то изменить во взглядах на войну, но первый блин явно комом. Хотя я не удивлюсь, если этот фильм получит Оскара.

В главных ролях: Томас Кречман, Янина Студилина, Пётр Фёдоров, Мария Смольникова

Д.Мусатов